EOS Техника  

Пленники зоопарков

Зоопарк и его обитатели - включая людей - обеспечивают огромное количество потенциальных сюжетов для фотографов. Джо Блоссом специализируется в зоологической фотографии и может дать множество советов, как снимать на плёнку всевозможных птиц и зверей.

12-ти летний малыш азиатского слона, сфотографированный в зоопарке Twycross Zoo. Освещение в основном дневное, с небольшим заполнением вспышкой.

Зоологические сады, а также сафари и парки с дикими животными исторически являются местами отдыха. В наши дни, однако, у них появилась более серьёзная роль как в образовании, так и в разведении вымирающих видов животных. Не смотря ни на что, зоопарки по-прежнему зависят от посетителей, так что они стараются привлечь как можно большее количество людей.

Дальновидные менеджеры зоопарков приветствуют фотографию. В конце концов - каждый раз, когда фотографию показывают друзьям и семье - она становится рекламой. Некоторые зоопарки (такие, как Chester), даже проводят ежегодные фотоконкурсы. Немногие зоопарки имеют некоторые ограничения - такие, как запрет использования вспышек в аквариумах или запрет использования штативов в местах, куда доступ запрещён, но всё равно остаётся множество возможностей использовать вашу камеру.

Две техники
Есть два способа фотографировать в зоопарке - изучающе прогуливаться с камерой в руках, возможно, со средним зум-объективом, или запланированно сидеть и ждать. Второе скорее похоже на фотографию из засады в условиях дикой природы - вы ждёте, пока появится ваш объект съёмки - это требуется во многих случаях, когда вы охотитесь за определённым кадром. Но это может означать, что вам потребуется просиживать кучу времени - и часто вообще без положительного результата. По этой причине прогулка по зоопарку и осмотр выставок с вероятностью снять захватывающий кадр представляется более приятным вариантом.

Вынужденный плен
Содержание в неволе и ограничения, связанные с этим в форме оград и несимпатичного фона, могут сделать фотографирование животных в зоопарке настолько же сложным, как и в условиях дикой природы. Но, по крайней мере, зоопарки устраняют часть неуверенности - они абсолютно гарантируют, что определённые существа находятся на месте, оставляя фотографу нелёгкую задачу создания изображений, которые показывают животных во всей их красе, хотя и в неволе.

Моллукский Какаду, контр-освещённый солнцем, с заполнением вспышкой от камеры.

Чистота изображения
Некоторые зоопарки начали использовать большие укреплённые стёкла в системах ограды, а другие пошли ещё дальше, встраивая стеклянные павильоны для обозрения внутрь ограды.

На этой иллюстрации показаны дети, смотрящие сквозь стекло на крокодила.

Существуют проблемы, связанные с фотографированием через стекло. Их влияние можно уменьшить, если вы будете:
  • проверять, видны ли в видоискатель отражения
  • следить за собственным отражением, отражением камеры и отражением надписей, которые бывают на стенах
  • ставить камеру на штатив под небольшим углом к стеклу
  • использовать поляризационный фильтр
Дальше остаётся только ждать, пока появится ваш объект съёмки.

Различия в конструкции
Вы можете обнаружить, что конструкция загонов или оград в конкретном зоопарке не позволяет вам сделать такой кадр, какой вы хотите. В этом случае попробуйте пойти в другой зоопарк, где конструкция оград способствует фотографии. К примеру, в одном зоопарке слоны живут за очень прочной укреплённой железной оградой, а для посетителей может быть предусмотрена вторая ограда-барьер. Из-за этого невозможно фотографировать животных так, чтобы в кадре не было ничего лишнего. А в другом зоопарке слонов могут содержать с помощью комбинации изгороди, рва, наполненного водой и проводов под напряжением. В этом случае, длиннофокусный объектив покроет расстояние и станет возможным сделать кадры, где ничто не мешает.

Животные в помещении
Рептилий можно фотографировать через стекло вивария, но следите за отражениями. Искусственное освещение в аквариумах даёт неправильный цвет на плёнке для дневного освещения. Если вы хотите использовать вспышку - убедитесь, что это разрешено. Снимайте под углом к стеклу, чтобы избежать отражения самой камеры.

Если у вас нет подходящей вспышки, полезно знать, что в некоторых зоопарках снаружи есть террариумы, которые используются в летнее время. Американские аллигаторы, к примеру, сравнительно спокойные твари и можно быть уверенным, что они будут оставаться неподвижными длительное время.

Мама и малыш-бинтуронг - самые крупные из семейства виверровых. Фокусировка очень критична в таких фотографиях - после автофокусировки рекомендуется ручная подстройка.

Важные факты EOS
Камеры EOS имеют целый спектр функций, которые делают их идеальными для фотографии животных. Как программы творческой зоны, так и PIC-программы могут дать вполне приемлемые результаты. Автоматическая фокусировка и автоматическая экспозиция являются залогом быстрой реакции, которая часто необходима. Точная настройка экспозиции с использованием различных режимов экспозамера позволяет справиться с большинством вариантов освещения, которые могут быть в зоопарках - как внутри, так и снаружи.

Все модели EOS подходят для съемки животных в зоопарках. У EOS 100, в частности, довольно тихий механизм затвора, который является очень ценным во время работы на небольшом расстоянии с нервными животными.

Пользовательская функция 12, доступная в моделях EOS 1N и EOS 1N RS, даёт дополнительное преимущество - можно задержать протяжку кадра после экспозиции до тех пор, пока вы не уберёте палец с кнопки. Это означает, что животные, скорее всего, не будут обеспокоены звуком перематывающейся плёнки.

Модели EOS с множеством точек фокусировки и автофокусным режимом AI Servo позволяют с очень небольшой задержкой снимать движущихся животных.

Этот тигр был сфотографирован в конце дня, используя солнечный свет вместе с заполнением. Фотограф терпеливо ждал, когда тигр повернётся и нос, глаз и ухо окажутся на одной плоскости фокусировки.

Советы
Большие зоопарки обычно держат животных, на которых люди привыкли смотреть - таких, как гигантские обезьяны, слоны и жирафы, а также богатый ассортимент не столь известных существ, которых часто не замечают. Более маленькие зоопарки имеют более ограниченный набор животных и зачастую специализируются на каком-то конкретном виде. Зоопарк Thrigby Hall Wildlife Gardens в Норфолке, к примеру, специализируется на жирафах из Азии; другие могут концентрироваться на птицах - некоторые зоопарки имеют уникальные коллекции уток, гусей и лебедей. Существуют даже зоопарки, специализирующиеся на бабочках, хищных птицах, или даже на одном виде животных - таком, как выдра. Все имеют полное право называться зоопарками, так как они выставляют дикие формы животных на обозрение публике, которая готова заплатить.

Некоторые животные не могут просто находиться вдали от камеры и их сознательное поведение можно увидеть на результатах. Искусство состоит в том, чтобы снять их в состоянии, когда они не интересуются камерой, а высший пилотаж состоит в том, чтобы даже зоолог не смог понять, было животное снято в неволе или в условиях дикой природы.

Леопардовая кошка, сфотографированная со вспышкой. Это, очевидно, животное, живущее в неволе - вы бы не смогли настолько близко подойти в условиях дикой природы.

Если животное спит или отдыхает, используйте штатив и установите длинную выдержку и маленькую диафрагму. Это даст вам максимальную глубину резкости, так что большая часть животного, если не всё, окажется в фокусе. Используйте внешний пульт для съёмки - это избавит вас от риска сдвинуть камеру во время того, как вы нажимаете кнопку спуска затвора.

Добавьте искорки в глаза с помощью заполняющей вспышки. Это также поможет добавить деталей в тёмные теневые области - но опасайтесь эффекта "красных глаз" от вспышки.

Другие животные, элементы фона, загон или обстановка клетки, а также растительность - или её отсутствие - являются дополнительными проблемами, которые нужно преодолеть. Постарайтесь заполнить кадр основным объектом съёмки, отрезав всё окружение.

Некоторые животные, особенно приматы, могут воспринимать объективы, направленные на них, как угрозу. Очень немногие животные воспринимают прямой контакт глаза-в-глаза с человеком, а объектив камеры может рассматриваться именно так. Если вам кажется, что именно это и происходит и вызывает стресс у животного, остановитесь.

С другой стороны, некоторые животные, такие как шимпанзе, вполне привыкли к камерам и представляют самих себя в таком виде, что требуется терпение, чтобы снять интересное выражение на их лице. Подождите, пока они не начнут общаться с другими животными и снимайте.

Важные замечания
Фикс-фокальные объективы
  • Стандартным объективом хорошо делать обычные снимки людей и животных, но, чтобы заполнить кадр или изолировать объект съёмки от нежелательного, или отталкивающего фона, обязательно использовать объектив большей фокальной длины. Объективы 100мм, 135мм, 200мм и 300мм имеют свои области применения и адекватно фотографируют большинство обитателей зоопарка. Чтобы достичь хорошего уровня детализации и вместе с тем хорошего размера изображения, вполне стоит копить на объектив 400мм или ещё длиннее !
  • Объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фикс-фокальные) имеют более широкую диафрагму - она полезна для низкой освещённости, которую часто можно встретить в зоопарках. Также некоторые могут дать лучшее качество изображения, чем зум-объективы, установленные на такое же фокусное расстояние.
  • Фикс-фокальные объективы идеальны для заранее запланированной фотографии, когда вы тратите время на то, чтобы оценить объект съёмки и вы можете заранее предугадать его расположение в момент съёмки. Когда камера и объектив установлены на штативе, хорошо сидеть в засаде и ждать, когда что-то произойдёт. Возьмите с собой складной стул !
  • Если вы устанавливаете на штатив длиннофокусный объектив и выставляете широкую диафрагму, проволочные сетки на переднем плане становятся настолько расфокусированными, что их изображение не попадает на плёнку.
Зум-объективы
  • Для неторопливой обзорной прогулки вполне можно использовать зум со средними фокальными расстояниями, такой как EF 70-200мм или EF 75-300мм.
  • Руками держать можно объективы с фокальной длиной вплоть до 300мм, но, чтобы уменьшить тряску камеры, используйте возможность держаться за ограду, стены, или другую подходящую поддержку. Используйте их для того, чтобы стабилизировать ваши локти, или саму камеру, лежащую на подушечке.

Для этой фотографии Карибского фламинго был использован зум-объектив EF 75-300мм, установленный на 300мм. Фотограф держал свои локти на столбе ограждения, чтобы поддерживать камеру.

Объективы со стабилизацией изображения
  • Уникальные объективы Canon с функцией стабилизации изображения (IS) позволяют вам держать в руках объективы при выдержке, примерно на две ступени большей, чем без IS.
  • Последний зум-объектив EF 100-400мм f/4.5-5.6L IS USM покрывает идеальный диапазон для созерцательного стиля фотографии в зоопарке. На полном увеличении 400мм с выдержкой 1/125с возможно получать настолько же резкие результаты, как если бы вы снимали с выдержкой 1/500с.
Вспышка
  • Хотя многие камеры EOS имеют встроенную вспышку, она ограничена как в мощности, так и в творческих возможностях. Тем не менее, встроенная вспышка обеспечивает хорошее заполнение, когда объект съёмки находится не слишком далеко. Также очень полезно попробовать использовать вспышку с более отдалёнными объектами, если у вас нет Speedlite.
  • Более мощные внешние Speedlite великолепны для использования в качестве заполнения, будучи установленными на камеру. Вспышка типа 540EZ имеет достаточную мощность, чтобы обеспечить заполнение на фотографии слона, или тигра, фотографируемого телефото-объективом.

Молодая посетительница зоопарка вплотную столкнулась с пингвином, плавающим в аквариуме со стеклянными стенками. Солнечный свет справа освещает волосы девочки, а заполняющая вспышка добавляет деталей всему остальному.

Лучшие советы по фотографированию в зоопарках
  1. Хорошо изучите ваш местный зоопарк. Визит с целью исследования, даже в плохую погоду, поможет идентифицировать возможные объекты съёмки, понять, как к ним подобраться и с каких точек снимать.
  2. Познакомьтесь со смотрителями - они могут поведать вам об индивидуальных отличительных особенностях отдельных животных - эту информацию вы можете дополнить вашими собственными наблюдениями.
  3. Потратьте время на тщательное наблюдение - животные довольно часто повторяют свои действия и вы вполне сможете предугадывать их движения.
  4. Животные более активны в начале и в конце дня. Середину дня лучше потратьте на фотографирование людей.
  5. Естественный свет обычно более интересен. Освещение со стороны может дать намного лучшие результаты по сравнению с ситуацией, когда солнце находится в зените - ещё одна хорошая причина посетить зоопарк рано утром.
  6. Не подкрадывайтесь к потенциальному объекту. Если вы будете рассматривать его как хищника, это может инстинктивно испугать вас. Напротив, свободно прогуливайтесь под углом к объекту съёмки - в таком направлении, что если бы вы не остановились и продолжали идти, вы бы прошли мимо. Такой метод также эффективен в местах, где животные и люди ходят вместе - к примеру, в детских зоопарках.
  7. Хищные животные - вне зависимости от того, находятся они в неволе или в условиях дикой природы - большую часть своей жизни отдыхают. Однако они часто ожидают, когда наступит время кормёжки, и во время ожидания могут выглядеть более настороженными. Некоторые зоопарки объявляют время их кормёжки - придите туда перед тем, как принесут еду и побудьте некоторое время после.
  8. Во многих зоопарках есть "обстановка", предназначенная для того, чтобы обеспечивать физическую и умственную занятость животных. К примеру, искусственные термитники имеют дыры, содержащие жидкую еду, которые шимпанзе могут высасывать через трубочку. Также могут быть проделаны дыры в ветвях - они заполняются мёдом или арахисовым маслом, к примеру, для попугаев.
  9. Животные представляют интерес в любое время года. Зимой, холод и снег на земле представляют дополнительные трудности для фотографа.
  10. Всегда соблюдайте правила - не заходите за ограды и барьеры.

Фотографии - Joe Blossom
Джо Блоссом - фотограф и иллюстратор животного мира и дикой природы, работающий на самого себя. Он сделал дизайн, написал и проиллюстрировал путеводители для многих зоопарков, включая Cotswold Wildlife Park и Wildlife & Wetlands Trust. Он также продаёт свои фотографии через библиотеки изображений.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков