EOS Техника  

Защита оборудования

Туманные джунгли, мрачные пещеры и промёрзшие расщелины ледников - вот лишь небольшой список мест, где фотограф и искатель приключений Дэвид Лэйзенби побывал со своим оборудованием. Но как уберечь оборудование во время зачастую рискованных путешествий?

Охотящийся ягуар в дождевом лесу Амазонки, Южная Америка. EOS 1N, объектив EF 300мм f/4L.

Грязь, песок, влажность, вода - враги всего механического и электронного ! Но так как моя работа фотографа подразумевает съёмку в самых недружелюбных уголках планеты, мои камеры Canon находятся перед лицом такой опасности практически в каждой моей экспедиции.

В тропических дождевых лесах всё, что вас окружает, буквально пропитано влагой. С деревьев, которые свешиваются сверху, постоянно что-то капает и за день приходится преодолевать пару-другую рек. В пещерах приходится карабкаться на стены, ползать в скрюченном состоянии в узких тоннелях, переплывать потоки в подземном лабиринте. А в самой глубине ледника может понадобиться совершить спуск по вертикальной ледяной шахте, повисая на альпинистских ремнях - в то время, как небольшой водопад обрушивается сверху на шлем ! Просто "идеальные" места для сложного фотографического оборудования !

Меня часто спрашивают, почему бы мне просто не использовать для фотографирования в своих путешествиях камеру для подводной съёмки. Ответ довольно прост. Большинство профессиональных подводных объективов не работают на поверхности, а если поместить обычную камеру в герметичный водонепроницаемый кожух - смена объектива и плёнки станет настоящим кошмаром. Кроме того, застёжки таких кожухов очень сильно подвержены вредному влиянию грязи и песка, а также практически невозможно найти кожух такого размера, чтобы в него влезла камера с объективом 300мм !

В конце концов, мне нужно защитить своё ценное оборудование от матушки-природы как можно лучше - и при транспортировке, и во время съёмки. Рынок уже заполнен всевозможными предложениями сумок для камер и аксессуаров, и хотя многие из них невероятно хороши для не очень требовательных условий, мне кажется, что стандартная продукция просто неадекватна для более экстремальных мест.

Ещё нужно принять во внимание простоту транспортировки. Если повезёт, меня могут подбросить на лодке, на джипе или даже на вертолёте. Однако по большей части я весь день провожу на ногах, что означает, что оборудование нужно таскать наиболее практичным способом - на спине.

В условиях постоянной засухи я обычно использую мой рюкзак Lowepro, который обладает и комфортной эргономичной формой, и кучей отделений для размещения оборудования. Однако, как только вам посчастливится попасть под серьёзный ливень, или придётся пересечь глубокую реку, или вы уроните ваш рюкзак с высоты более пары метров - вам придётся немало потрудиться, чтобы получить деньги по страховке. Итак, чтобы на душе было спокойно, я произвёл некоторую модернизацию стандартной конструкции.

Мой обычный набор - большой чемодан Pelican, упакованный в водонепроницаемый рюкзак производства SeaLine Dry Bags.

К сожалению, открытые поры пены имеет тенденцию собирать и удерживать влагу, так что я заменил оригинальное покрытие на покрытие из пеноматериала с закрытыми порами, вырезанными из туристической подстилки, и перевязал их вместе гидроизоляционной лентой. В качестве дополнительной меры защиты от влаги я поместил пару пакетиков с кристаллами силикагеля в разные отделения. Это осушающее вещество (десиккант), которое привлекает и собирает влагу, тем самым оно бережёт от неё оборудование. Осторожнее - не рвите бумагу, в которой содержатся кристаллы, так как они могут рассыпаться и поцарапать объективы.

Гарантируется, что чемодан будет водонепроницаем на глубине вплоть до 10 метров, хотя, несомненно, нужно убедиться, что резиновый уплотнитель находится в прекрасном состоянии и полностью очищен от грязи. Я регулярно снимаю уплотнитель, чтобы почистить его, а также его бороздки, в которые он устанавливается. В качестве дополнительной меры предосторожности я намазываю очень тонкую силиконовую плёнку (типа той, которая используется в кольцах подводных камер) вокруг уплотнителя, что смазывает её, а также продлевает срок его службы. Очень важно не переборщить со смазкой, так как слишком большое количество будет собирать грязь и песок !

По форме чемодан Pelican напоминает бронированный кейс. Он раскладывается до почти плоского состояния, что очень удобно - можно легко добраться до оборудования и покопаться во внутренностях, но очень важно помнить, что нужно надёжно закрывать запоры каждый раз, когда вы закрываете крышку. Горький опыт подъёма незакрытого чемодана и созерцания оборудования стоимостью в несколько тысяч долларов, которое падает вниз по грязному склону, подскакивая и разваливаясь на каждой кочке, надолго останется в вашей памяти !

Основной недостаток - то, что у чемодана есть всего одна основная ручка для переноски и его нельзя носить на спине просто так.

Сумка SeaLine Dry Bag - высокопрочный рюкзак из ПВХ, снабжённый задними лямками и водонепроницаемой горловиной, которая крепко затягивается и закрепляется удобными блокираторами. Мой чемодан Pelican отлично помещается внутрь, и ещё остаётся место для другого оборудования. К одной из лямок постоянно прикреплён альпинистский карабин, чтобы рюкзак можно было быстро прикрепить к верёвке для транспортировки и спуска.

Когда рюкзак полон - он является отличным плавучим подспорьем при переправе через реку или залитую водой пещеру; а когда пуст - его можно использовать как тент для смены объективов и плёнки.

Когда он используется в качестве подстилки на земле, где вы подготавливаете ваше оборудование к работе - опасайтесь, как бы внутрь кто-нибудь не заполз. Один раз я открыл рюкзак в дождевом лесу Борнео - и оттуда выпрыгнула довольно большая и злобная многоножка!

Хотя мои камеры обладают неплохой водонепроницаемостью (Canon стандартно устанавливает пыле- и водонепроницаемые прокладки в корпуса камер EOS 1N и 1V), я всё же дополнительно защищаю оборудование во время использования. Если камера установлена на штатив, обычная дождевая накидка для камеры оказывается слишком громоздкой, чтобы иметь нормальный доступ к камере в условиях несколько лучших, чем сильный ливень. Обычно я использую простое, но, тем не менее, эффективное решение - складной отражатель можно поставить над оборудованием и он защитит его от небольшого дождя. Чтобы исключить попадание пота на различные части камеры, я использую спортивные трикотажные кольца на запястье (острые, коррозионно активные кристаллы соли могут образоваться на объективе и во внутренностях буквально за пару минут !).

Мои вспышки Speedlite, когда используются вне камеры в условиях повышенной влажности, помещаются внутрь прозрачных застёгивающихся водонепроницаемых пакетов. Точка входа кабеля управления TTL обматывается куском изоленты. Так как пакет гибкий и прозрачный, можно работать с функциями вспышки снаружи, и пакет практически не оказывает никакого влияния на мощность светового импульса вспышки.

Невероятно опасно включать вспышку, которая была облита водой или погружена в воду - известны случаи, когда высокий ток, который образуется внутри вспышки, убивал ! В любом случае, электронику может закоротить, и вспышка буквально поджарит себя и станет абсолютно бесполезной. Если у вас случилась такая проблема и сервис-центр Canon находится на другой стороне планеты, остаётся лишь надеяться, что вспышка была всё время выключена. Тщательно высушите её изнутри и снаружи перед тем, как пытаться снова её включить.

И, наконец, что особенно важно, перед тем, как отправиться в путешествие в какое-то опасное место, убедитесь, что вы сами надёжно защищены. Горы, пещеры и другие создания природы могут быть очень опасны.

Обладать соответствующей подготовкой также важно, как обладать адекватным оборудованием и одеждой, соответствующей тому месту, куда вы намерены отправиться. Отправляетесь ли вы покорять местные холмы, или в далёкую экзотическую экспедицию, снять удивительные кадры - это всего лишь половина работы. А вторая половина - суметь вернуться оттуда целым, невредимым с полностью рабочим оборудованием !

Тысячелетний скелет индейца Майя, покрытый кристаллами кальцита - глубоко в пещере в джунглях Белиз (Карибы).

eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков