EOS Техника  

Смена взгляда

С зум-объективами люди становятся ленивыми. Что может быть проще, чем повернуть кольцо и заполнить кадр ? Но этот подход не всегда даёт лучшие снимки.

Часто ли вы задумываетесь о перспективе до того, как сделаете кадр ? Наверняка не очень. Для многих перспектива - это свойство фотографии, которое как бы само по себе. От перспективы зависит восприятие глубины при взгляде на двумерную фотографию. Мы знаем, что сама фотография плоская, но некоторые её части находятся как бы в глубине.

Эта оптическая иллюзия вызывается рядом причин. Некоторые из них - такие, как цвета основных объектов съёмки, воздушную дымку или особенности освещения, изменить не так-то легко. А вот расстояние между объективом и объектом съёмки изменить очень просто.

Многие фотографы считают, что перспектива зависит от фокусного расстояния объектива, и совершенно зря. Широкоугольный объектив, находящийся на определённом расстоянии от объекта съёмки, даст точно такую же перспективу, как и телеобъектив. Иллюзия зависимости перспективы от фокусного расстояния возникает обычно при использовании широкоугольных объективов, когда съёмка ведётся с очень близкого расстояния. И наоборот - при использовании телеобъективов, так как съёмка обычно ведётся с большого расстояния и поэтому перспектива кажется плоской. Попробуйте поснимать этими объективами с одного и того же расстояния - и перспектива будет совершенно одинаковой. Меняется только поле зрения.

EF 28-80мм на 20мм, EF 75-300мм на 200мм, EF 75-300мм на 300мм

А вот и доказательство того, что изменение фокусного расстояния не влияет на перспективу. Это три кадра, сделанные с одной и той же точки - с тремя разными фокусными расстояниями. Если посмотреть на центральную часть фотографии, сделанной широкоугольным объективом, то можно увидеть, что всё выглядит точно так же, как и на фотографии, сделанной телеобъективом.

К сожалению, у многих фотографов, использующих зум-объективы, мысль о расстоянии между объективом и объектом съёмки приходит в голову последней. Многие думают, что зум-объективы придуманы для того, чтобы больше не ходить - ведь так просто найти удобное место, где можно встать, а потом просто повернуть кольцо зумирования на объективе и заполнить кадр !

Если вы получите таким методом хорошую фотографию, то это будет лишь по счастливой случайности. Везде, где возможно, нужно смотреть, как изменится картинка, если отойти от объекта съёмки, или наоборот - приблизиться к нему.

В некоторых случаях в видоискателе может быть сложно понять, что же меняется при изменении расстояния до объекта съёмки. В таком случае лучше сделать серию фотографий с разными расстояниями до объекта съёмки, а выбрать уже потом.

Это легко увидеть
Эта последовательность фотографий показывает, как меняется кадр при изменении расстояния до объекта съёмки. Каждый кадр делался с различным фокусным расстоянием, а фотограф сам перемещался, чтобы заполнить кадр. Наиболее эффектно смотрятся фотографии, сделанные широкоугольными объективами - 20мм, 24мм, и т.д. На них статуя очень резко выделяется на фоне здания. Кажется, что здание находится очень далеко. Также стоит учитывать, что на таких маленьких расстояниях происходит искажение перспективы самой статуи.

EF 20-35мм на 20мм

EF 20-35мм на 24мм

EF 20-35мм на 28мм

EF 20-35мм на 35мм

Наиболее естественная перспектива (примерно как у человеческого глаза) наблюдается на фотографиях, снятых на 50мм. И статуя, и здание выглядят практически так же, как если бы вы там стояли сами.

EF 28-80мм на 50мм

По мере увеличения фокусного расстояния перспектива становится всё более плоской, а здание как бы приближается к статуе. Перспектива самой статуи также меняется - кажется, что фигуры стоят на одной линии.

EF 28-80мм на 80мм

EF 75-300мм на 100мм

EF 75-300мм на 200мм

EF 75-300мм на 300мм

Фотографии - P.T.Lovatt.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков