EOS Техника  

Цифровые дебаты

Готовы ли вы к цифровой фотографии ? И готова ли она к вам ?


Что вы думаете о цифровой фотографии ? Собираетесь снимать на плёнку до последнего, будь что будет ? Или вас уже обратили в цифровую веру ? Или вы с радостью подождёте пару лет, пока не уляжется вся эта шумиха и будет видно, кто победил ? Давайте попробуем понять, о чём, вообще, идёт речь. Надо определиться по основным вопросам.

Есть ли у цифровой фотографии будущее ?
Безусловно. Цифровая фотография никуда не пропадёт. Последние исследования Photo Marketing Association показывают, что в США примерно 20% владеют цифровой камерой. Это довольно близко к общему показателю массового рынка (считается, что это 22%). Продажи цифровых камер в других странах также неуклонно увеличиваются.

Важно заметить, впрочем, что продажи плёнки в США уменьшились только на 1% за последний год. Это наводит на мысль, что большое количество цифровых камер покупают люди, которые до этого вообще не фотографировали.

Заменит ли она плёнку ?
Возможно - но, видимо, это будет ещё нескоро. Плёночных камер - миллионы. А пока есть значительная потребность в плёнке, производители будут продолжать её выпускать. Посмотрите на чёрно-белую плёнку. Потребность в ней (в масштабах мирового рынка) невелика, но тем не менее существует неплохой выбор монохромных плёнок с чувствительностью от ISO 25 до ISO 3200 от ведущих производителей, включая Fuji, Kodak, Agfa и Ilford.

Так что если вы являетесь пользователем, преданным плёнке, волноваться не нужно. Постоянно появляются новые цветные плёнки, так что, скорее всего, они вам будут всегда доступны. Было бы желание.

А что насчёт плёночных камер ?
Если вопрос в том, сколько ещё плёночных камер EOS выпустит Canon, то ответ простой. Неизвестно. Профессиональная линейка, видимо, будет первой, подвергшейся изменениям, так как профессиональные фотографы дружно переходят на "цифру". А в потребительской линейке должно пройти ещё некоторое время, пока цены на цифровые камеры не опустятся до уровня недорогих плёночных камер EOS, так что, видимо, потребительским плёночным камерам ещё рано уходить на покой.

Сколько же придётся ждать ? Этот вопрос тревожит многих. Учитывая стремительный прогресс в области цифровых технологий, представляется вероятным, что все оставшиеся возражения и аргументы против цифровой фотографии улетучатся в течение следующих четырёх-пяти лет, но производители вполне могут оставить некоторое количество плёночных камер в линейке, если в них ещё будет потребность.

В чём же разница между плёнкой и "цифрой" ?
На самом деле, разницы практически никакой. И в плёночной, и в цифровой фотографии требуются и камеры, и объективы. Экспозиция в любом случае - это комбинация выдержки и диафрагмы. Вы можете пользоваться вспышкой в условиях низкой освещённости. Плёночные и цифровые камеры EOS даже выглядят и управляются практически одинаково. Плёночные камеры регистрируют изображение на плёнке, а цифровые хранят на карте памяти CompactFlash, но так ли это важно ? Конечный результат ведь в любом случае - фотография. Если уж речь идёт о современных камерах, то немного найдётся людей, которые могут с точностью сказать, какая система использовалась для получения фотографии.

Да, но ведь это так дорого !
В настоящий момент цифровые камеры стоят намного дороже, чем большинство плёночных камер, но цены падают с невероятной скоростью. Один из основных "минусов" - то, что камера, которую вы купите сегодня, скорее всего, завтра будет заменена более дешёвой и лучшей моделью. Но так всегда происходит со всеми новыми технологиями - это очень хорошо знает любой, кто купил компьютер пару лет назад.

Вам нужно сделать выбор. Хотите ли вы начать фотографировать на "цифру" и копить багаж знаний и опыта прямо сейчас, или хотите подождать пару лет, пока не стабилизируются цены ?

Аналог и "цифра"
До недавнего времени все камеры назывались просто камеры - предполагалось, что камере требовалась плёнка, чтобы зафиксировать изображение. Но неуклонно увеличивающаяся за последние годы популярность цифровых камер привела к необходимости однозначной идентификации камер, использующих плёнку. В принципе, было бы логично называть их плёночными камерами, но ещё их довольно часто называют аналоговыми камерами.

Существуют два принципиально различных способа хранения информации - аналоговый и цифровой. Аналоговый использует физические характеристики материала, используемого для записи. Помните виниловые пластинки ? Звук на них записывался с помощью спиральной канавки в пластиковом диске. Канавка менялась в зависимости от того, как игла, режущая её, вибрировала в ответ на воздействие звуковыми волнами. При воспроизведении игла реагировала на изменения канавки, чтобы воссоздать оригинальное звучание. Это аналоговая система.

На музыкальном CD, с другой стороны, звуковые волны преобразованы в цифровой ряд. Это цифровая система. Преобразование происходит с помощью специального аналого-цифрового (A-D) преобразователя. Чтобы воспроизвести музыку, вам потребуется обратный (D-A) конвертер.

Цифровые данные никогда не меняются. Виниловая пластинка со временем стирается, так как игла всё время царапает канавку. Лазерный диск читается с помощью лазерного луча, который не прикасается к поверхности CD во время проигрывания, и данные никогда не меняются, так что десятитысячное прослушивание будет точно таким же, как и первое.

В фотографии, плёнка эквивалентна виниловой пластинке. Изображение записывается как физическое изменение в светочувствительной эмульсии, нанесённой на пластиковую основу. Эти изменения становятся видимыми после того, как плёнку проявят. Это аналоговая система.

Цифровые изображения, с другой стороны, являются результатом использования A-D преобразователя, создающего цифровой ряд, представляющий собой яркость и цвета оригинального сюжета.

Вы не услышите, как записывается цифровой звук, и не увидите цифровое изображение - это всё просто цифровые ряды. Всё, что вы слышите или видите - цифровой файл после того, как он был преобразован обратно в аналоговую форму.


Сравнение результатов, полученных камерами EOS 3 (слева) и D60 (справа). Камера EOS 3 использовалась со слайдовой плёнкой, а затем изображение было сканировано с высоким разрешением в плёночном сканере. Удивительно, но маленькие файлы, созданные D60, представлялись данными с более высоким разрешением, когда их просматривали на экране компьютера, а затем распечатывали.

Цифровые камеры EOS
Давайте посмотрим, какие цифровые камеры EOS производились до настоящего времени.

EOS DCS3
Представлена в июле 1995. Базируется на камере EOS 1N. Сенсор - 1.3 мегапикселей. Цена в момент выхода - $22300. Также в декабре 1995 была выпущена камера EOS DCS1 с 6-ти мегапиксельным сенсором. Она продавалась по цене примерно $39000. В документации Canon также упоминается о модели EOS DCS5 с 1.5-мегапиксельным сенсором 13.8х9.2мм, но точно неизвестно, попала ли эта камера в массовое производство. Камеры серии DCS (Digital Camera System) производились совместно с Kodak. Для хранения данных они использовали карты PCMCIA, которые значительно больше по размеру, чем современные карты CompactFlash, используемые в последних цифровых камерах EOS.

EOS D2000
Представлена в марте 1998. Сенсор - 2.1 мегапикселей. Цена в момент выхода - $18000. Камера также производилась совместно с Kodak и продавалась под маркой Kodak 520. В документации Canon также упоминается о модели D6000, с сенсором 6.2 мегапикселей, но, видимо, эта камера так и не дошла до производства.

EOS D30
Представлена в октябре 2000. Сенсор - 3.25 мегапикселей. Цена в момент выхода - $3500. Первая цифровая камера EOS для потребительского рынка.

EOS 1D
Представлена в декабре 2001. Сенсор - 4.15 мегапикселей. Цена в момент выхода - $7900. Сконструирована для профессиональных фотографов. Сенсор с относительно небольшим разрешением позволяет производить непрерывную съёмку со скоростью до 8 кадров в секунду, последовательностью до 21 кадра, делая эту камеру идеальной для спортивных и новостных фотографов.

EOS D60
Представлена в марте 2002. Сенсор - 6.3 мегапикселей. Цена в момент выхода - $3100. Обновлённая версия D30 с удвоенной разрешающей способностью, но старой ценой.

EOS 1Ds
Представлена в ноябре 2002. Сенсор - 11.1 мегапикселей. Цена в момент выхода - $11000. Флагманская цифровая камера Canon по настоящий момент, разработанная для профессиональных фотографов, которым требуется съёмка изображений с максимальным разрешением.

EOS 10D
Представлена в марте 2003. Сенсор - 6.3 мегапикселей. Цена в момент выхода - $2400. Замена D60 с улучшенными спецификациями - и поразительным уменьшением цены.

Цифровая эра

Canon производил камеры с середины 1930х годов и создал себе завидную репутацию производителя качественных камер и объективов. Как бы то ни было, в 1960х Canon начал производство цифровых продуктов с выпуска одного их первых электронных настольных калькуляторов. Калькулятор Canola 130 был представлен на бизнес-выставке в 1964м и вскоре был запущен в производство.

В 1970м, вместе с Texas Instruments, Canon представил первый в мире ручной печатающий калькулятор, Pocketronic.

В 1967м Canon представил новый бизнес-план, который выражался лозунгом "Камеры в правой руке, бизнес-машины в левой". В 1966м бизнес-машины и специальное оптическое оборудование составляли 16.5% от общего объема продаж. Спустя три года разработка калькуляторов, копировальных машин и других новшеств невероятно повлияла на рынок, и цифра приблизилась к 42%.

Сегодня камеры занимают лишь 18.5% объёма продаж Canon, а целых 47.6% занимает компьютерная периферия (включая принтеры BubbleJet, используемые для вывода изображений с цифровых камер). Остальная часть бизнеса - копировальные аппараты и другие бизнес-продукты (цифры действительны на 31 декабря 2001г).

Как бы то ни было, весь этот опыт в разработке цифровых продуктов приносит свои дивиденды. Canon заработал себе превосходную репутацию своими цифровыми камерами, в которых воплотились 70 лет разработки камер и объективов и 40 лет разработок в области электроники и работы с цифровыми изображениями.

Причины перейти на "цифру"
Вы любите новые технологии
Производители называют вас одним из первых пользователей, и это звание вы должны носить с гордостью. Если бы никто не покупал первые версии новых продуктов, от этого бы неминуемо пострадали разработки и исследования, и технология могла бы даже погибнуть от такого пренебрежения.

Вы хотите научиться лучше фотографировать
Вы можете удивиться, если узнаете, что цифровые камеры лучше плёночных, если вы хотите научиться лучше фотографировать. Это потому, что каждый раз, когда вы делаете цифровой снимок, вы вместе с ним записываете большое количество информации о параметрах съёмки, включая выдержку, диафрагму, объектив, фокусное расстояние, фокусировку, режим экспозамера, компенсацию экспозиции, чувствительность ISO, функции вспышки, пользовательские функции, точную дату и время съёмки и многое другое.

Когда вы просматриваете изображения на компьютере в программах Canon ImageBrowser или ZoomBrowser, вы имеете доступ ко всей этой информации. Сравнение этих данных у фотографий поможет вам понять, почему одна фотография лучше, чем другая.

Вы очень много фотографируете
Как только вы купили цифровую камеру и карту памяти, сама съёмка с этих пор вам практически ни во что не обходится (если забыть о мизерной цене зарядки аккумуляторов). Вы можете снимать сотни кадров каждый день и не беспокоиться о стоимости плёнки. Конечно, печатать такое количество изображений - недешёвое удовольствие, но большинство людей очень выборочно подходят к этому вопросу - по результатам исследований, только один кадр из пяти доходит до печати. А если вы создаёте виртуальные фотоальбомы на своём компьютере, то потребность в печати уменьшается ещё больше.

Фотографии требуются вам немедленно
Цифровая фотография мгновенна. Вы можете просмотреть только что снятое изображение прямо на камере в течение пары секунд после съёмки, и (если оборудование под рукой) распечатать его в пределах пары минут. Великолепная функция, если вам надо отсмотреть результат дневной работы. Ещё лучше, если вы фотографируете семейное событие и можете раздать отпечатки до того, как люди разойдутся.

Вам требуется большое разрешение
Хотя сложно проводить прямое сравнение, обычно говорят, что среднестатистическая цветная плёнка имеет разрешение, эквивалентное сенсору с разрешением 20 мегапикселей. Довольно странно, но большинство фотографов, использующих 6-мегапиксельные камеры, заявляют, что они получают результаты, аналогичные плёночным, а иногда даже лучше.

На практике получается, что 6-ти мегапиксельная (или выше) камера обеспечивает достаточное качество для печати изображений вплоть до размера А3 (а то и больше) (примерно 40х30см).

Вы строгий вегетарианец
Фотографическая плёнка состоит из эмульсии светочувствительных солей, которая нанесена на пластиковую основу. В эмульсии содержится желатин - субстанция, получаемая из обработанных костей крупного рогатого скота. Так что если вы не едите ни рыбу, ни мясо, и отказываетесь носить меха и кожу - съёмка на плёнку может также представлять для вас проблему. Насколько известно, цифровые камеры EOS и карты памяти CompactFlash не содержат никаких животных продуктов.

Как изменилась цена мегапикселя за последние годы ?
Камера Мпикселей Цена Цена за мпиксель
Профессиональные
EOS DCS1 6.0 $39000 $6500
EOS DCS3 1.3 $22300 $17000
EOS D2000 2.0 $18000 $9000
EOS 1D 4.15 $7900 $1900
EOS 1Ds 11.1 $11000 $990
Потребительские
EOS D30 3.25 $3500 $1070
EOS D60 6.3 $3100 $490
EOS 10D 6.3 $2400 $380

Причины остаться на плёнке
Плёнка вас всем устраивает
Почему бы нет ? Плёнка - давно устоявшийся материал и даёт отличные результаты. Нет никакого смысла тратить деньги на новое оборудование, если ваша камера EOS даёт вам всё, что нужно.

Вы в основном снимаете на слайды
Если вы устраиваете показы с помощью слайдового проектора, вам, видимо, стоит остаться на плёнке. Цифровые изображения можно проецировать, но LCD оборудование для этого всё ещё довольно дорого. И у вас будут дополнительные затраты по переводу вашего слайдового архива в цифровую форму.

Вы используете ультра-широкоугольные объективы
Эта проблема присутствует практически во всех цифровых камерах, если только вы не можете позволить себе EOS 1Ds. Размер сенсора в большинстве камер меньше, чем кадр плёнки 35мм, так что угол зрения объектива становится меньше. На текущий момент не существует простого решения, так что оставайтесь на плёнке.

Вам не нужно обрабатывать изображения
С помощью программного обеспечения с изображениями можно делать всевозможные удивительные вещи, и многие фотографы только этим и занимаются, когда только начинают работать с "цифрой". Но это совершенно необязательно. Самые лучшие цифровые изображения - те, которые выглядят как обычные фотографии, даже если они подверглись минимальной ретуши.

У вас нет компьютера
Да он и не нужен. Вы можете делать отпечатки, вставив карту памяти CompactFlash в специальный разъём, имеющийся на отдельных моделях принтеров BubbleJet, либо можете отнести карту в цифровой минилаб. Однако вы, определённо, потеряете некоторые преимущества цифровой фотографии, если не будете сами делать отпечатки.

Вам нужен долгосрочный архив фотографий
Здесь есть над чем задуматься. До наших дней дожили фотографии, сделанные более 150 лет назад. А вот цифровые данные, записанные всего 10-15 лет назад, уже довольно трудно прочитать. Либо оборудование и системы хранения информации уже устарели (например, диски SyQuest), либо формат файлов больше не поддерживается программным обеспечением. Это, конечно, не является непреодолимой проблемой, но означает, что вы должны регулярно проверять ваши цифровые архивы.

Всё это слишком дорого
Это уж решать вам и банку, в котором вы можете взять кредит. Но стоит внимательно присмотреться к ценам - они продолжают падать. Да, и помните - вам необязательно покупать новую камеру. По мере того, как другие фотографы обновляют свои камеры до последних моделей, на вторичном рынке вы можете видеть растущее количество предложений камер EOS D30 и D60 по ценам, которые могут конкурировать с плёночными камерами.

В частности, отдельный интерес представляет D30, так как его цена на вторичном рынке упала до $600-$800 из-за появления последних моделей с высоким разрешением и низкой ценой. За три года такая камера не ухудшится, и вы вполне можете её купить и получать хорошие результаты.

Также неплохим вариантом представляется покупка EOS D60 по цене $1100-$1300. Год назад они продавались за $2800.

Вряд ли вы сможете найти на вторичном рынке камеры EOS DCS или D2000. Лучше держаться подальше от этих старых моделей - более современная технология последних лет - значительно лучшее вложение денег.

Фактор фокусного расстояния


Большинство цифровых камер EOS используют сенсор, меньший по размеру, чем стандартный кадр 35мм, так что они "видят" не весь сюжет. Это производит впечатление применения телефото-объектива, но на самом деле это всего лишь эффект кадрирования сюжета. На иллюстрации вы можете видеть поле зрения EOS D60 (в центре) в сравнении с полем зрения 35мм камеры.

Вы должны отдавать себе отчёт в том, что (за исключением EOS 1Ds) сенсор, находящийся внутри всех цифровых камер EOS, меньше, чем стандартный кадр 35мм (36х24мм).

Таким образом, область сюжета, запечатлеваемого камерой, уменьшена по сравнению с результатом, который можно получить этим же объективом на 35мм камере, снимая сюжет с той же точки. Эффект заключается в том, что цифровой сенсор кадрирует сюжет, так что вы видите только центральную часть.

Canon вместе с другими производителями камер попытался обозначить степень кадрирования с помощью присвоения каждой камере параметра, часто называемого фактором фокусного расстояния. Он определяется соотношением фокусного расстояния объектива на стандартной камере 35мм, которое даёт точно такое же поле зрения, как и объектив на цифровой камере при съёмке с той же точки.

К примеру, если объектив 17мм на цифровой камере даёт такое же поле зрения, как и объектив 28мм на 35мм камере, то цифровой фактор фокусного расстояния равен 28/17, что примерно составляет 1.6.

Конечно же, это означает, что применение объектива 17мм на цифровой камере уже не даёт экстремального широкоугольного эффекта - его можно с натяжкой назвать просто широкоугольным. Так что если экстремальные широкоугольные объективы - неотъемлемая часть вашей фотографии, вам нужно либо купить EOS 1Ds (где размер сенсора точно такой же, как и кадр 35мм), либо продолжать снимать на плёнку до тех пор, пока не появятся другие цифровые камеры с полноразмерным сенсором.

Зная фактор фокусного расстояния, вы можете вычислить, как объектив на цифровой камере будет себя вести по сравнению с плёночной. К примеру, если вы используете объектив 50мм на камере EOS D30, вы получите поле зрения, эквивалентное 80мм (50мм х1.6) на 35мм камере.

Важно понимать, что, когда вы ставите объектив на цифровую камеру, его фокусное расстояние не меняется. Фокусное расстояние - характеристика объектива, а не камеры. Что действительно происходит, так это изменение поля зрения. Объективы на большинстве цифровых камер EOS дают более узкое поле зрения, чем на 35мм камерах.

Факторы фокусного расстояния цифровых камер EOS
Камера Размер сенсора Фактор
EOS DCS1 27.6x18.4 мм 1.3x
EOS DCS3 20.5x16.4 мм 1.7x
EOS D2000 22.8x15.5 мм 1.6x
EOS 1D 28.7x19.1 мм 1.3x
EOS 1Ds 35.8x23.8 мм 1.0x
EOS D30 22.7x15.1 мм 1.6x
EOS D60 22.7x15.1 мм 1.6x
EOS 10D 22.7x15.1мм 1.6x

eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков