EOS Техника  

Полный размыв

Большую часть времени нашей основной целью в фотографии являются изображения настолько резкие, насколько это вообще возможно. Особый упор делается на высококачественные объективы, мелкозернистую плёнку и хорошую технику. Но бывают ситуации, когда движение может добавить сильное эмоциональное влияние.


Насколько длинной должна быть выдержка, чтобы создать впечатление движения воды ? Всё зависит от того, насколько быстро течёт вода и от эффекта, которого вы хотите добиться. Этот кадр был сделан объективом EF 300мм f/4 при выдержке в 2 секунды.

Когда объект в кадре движется, на плёнке остаётся смазанное изображение, если только выдержка не настолько короткая, что она может зафиксировать объект. Смазанность зависит от двух вещей - насколько быстро движется объект; насколько длинная выдержка. И хотя вы, скорее всего, не можете контролировать скорость, с которой движется объект, вы можете контролировать выдержку, так что, по большому счёту, вы можете добиваться такого эффекта, какого хотите.

Очевидный пример - водопады - являются объектами съёмки, которые могут выиграть от использования длинной выдержки, но, немного применив воображение, вы можете вспомнить много других.

Теоретически, всё, что движется, может быть объектом съёмки для таких фотографий - дорожное движение, люди, цветы на ветру, животные и многое другое. Применяемая техника не особо сложна, а результаты могут быть впечатляющими.

Вот, что происходит, когда вы фотографируете цветы на сильном ветру с выдержкой в 1 секунду.

Несмотря на то, что делать такие кадры довольно просто, чтобы делать их хорошо, вам нужно хорошо думать и аккуратно применять эту технику. Есть четыре пункта, которые могут увеличить ваши шансы получить фотографию, которой вы сможете гордиться. Помните, впрочем, что вы не увидите то, что вы сняли до тех пор, пока плёнка не будет проявлена - это добавляет интерес процессу съёмки с длинными выдержками.

1 - Используйте штатив
По определению, если вы используете длинную выдержку - вы не сможете снимать с рук. Вы хотите показать движение объекта съёмки, а не движение фотоаппарата в момент съёмки. Требуется прочный штатив, а если его нет - камеру нужно положить на подушечку, лежащую на скале или другой подпорке. Как аварийный вариант - могут подойти свитер или плащ, сложенные в несколько слоёв, на которые можно положить камеру и объектив. Какой бы вариант вы не выбрали - спусковой тросик абсолютно необходим, если вы хотите избавиться от вибраций камеры; единственная альтернатива - использовать встроенный таймер задержки экспозиции.

Это - тот самый эффект, который вы получаете, когда фотографируете уличные сцены ночью с использованием выдержки в несколько секунд. Движущиеся машины не остаются на одном месте достаточно долго, чтобы их изображение зафиксировалось на плёнку, но фары и габаритные огни достаточно ярки, чтобы оставить след.

2 - Выберите облачный день
Солнечные дни не идеальны для этого типа фотографий по двум причинам. Во-первых, условия яркого освещения зачастую не позволят использовать вам длинную выдержку (если вы не используете один или несколько нейтральных фильтров для уменьшения силы света). Во-вторых, яркий свет произведёт высококонтрастное изображение и экспозиция будет неудовлетворительной - либо теневые области будут слишком тёмными, либо светлые области будут пересвечены и вы потеряете детали изображения.

3 - Используйте фильтр
Работа в условиях тусклого освещения часто может влиять на цветовой баланс - это зависит от типа плёнки, которую вы используете. На многих слайдах появляется синий оттенок, когда вы работаете в тени или рано утром, перед тем, как взошло солнце. В таких ситуациях поможет "тёплый" фильтр. Они бывают трёх степеней - 81A является самым слабым и 81C - самым сильным по влиянию. Как вы можете догадаться, 81B - средний, и это хороший фильтр, который можно купить и попробовать эффект.

Другой фильтр, который вы можете посчитать полезным - поляризатор. Он уменьшит количество света, проходящего к объективу и, следовательно, поможет вам достичь длинных выдержек, которые вам нужны. Он также поможет уменьшить или вовсе исключить отражения от воды, которая часто сама является объектом фотографии.

Чтобы увеличить выдержку без исключения отражений, вы можете использовать нейтральный фильтр - они бывают разной плотности, с разницей в одну ступень. Однако, использование плёнки с низкой чувствительностью ISO обычно даст вам приемлемые, продолжительные выдержки.

4 - Выдержка
Любая выдержка длиннее примерно 1/125с может произвести определённое смазывание изображения многих движущихся объектов. Впрочем, если вы не проявите определённую осторожность, небольшое смазывание в вашей фотографии может быть воспринято как ошибка. Чтобы получить эффект смазывания, который выглядит сделанным специально, хорошо начать с выдержки 1/2с. Сделайте ряд кадров, скажем, с выдержками от 1/15с до 2 секунд (с соответствующими диафрагмами, конечно). Изучите полученные кадры и вы почувствуете, какая выдержка вам нужна для того эффекта, который вы предпочитаете.

Движущиеся объекты, снятые с длинной выдержкой, могут создавать практически абстрактные изображения. Эти чёрные птицы-ножеклювы были сфотографированы с использованием объектива 300мм f/4 и с выдержкой в 1/2 секунды.

Обратите внимание
Используйте вашу камеру в режиме приоритета выдержки (Tv), чтобы вы могли точно контролировать выдержку. Следите за тем, чтобы выдержка, которую вы выбираете, не привела к тому, что соответствующее значение диафрагмы было бы за пределами физических возможностей объектива - в этом случае значение в видоискателе будет мигать. Вам нужно скорректировать значение выдержки, чтобы значение диафрагмы пришло в норму.

Пятна яркой текущей воды могут спутать экспозамер вашей камеры. Позаботьтесь о том, чтобы произвести замер от части сюжета со средней тональностью. Если полученный замер отличается от значений, показываемых вашей камерой при конечной композиции, используйте блокировку композиции или компенсацию экспозиции для коррекции, либо переключитесь в ручной режим. Помните - когда вы производите замер - всё остальное не должно изменяться - если, к примеру, вы добавляете фильтр - вам нужно опять произвести экспозамер.

Когда вы экспериментируете с различными комбинациями выдержки и диафрагмы - записывайте то, что вы делаете, чтобы впоследствии было проще воспроизвести эффект.

Можно включить в кадр так называемый "якорь" - хотя бы один неподвижный объект - такой, как камень в ручье. Впрочем, фотографии без фиксированных объектов могут зачастую быть хорошими абстракциями.

И напоследок - поэкспериментируйте со вспышкой в режиме синхронизации по второй шторке в комбинации с длинной выдержкой - вы можете получить довольно интересные эффекты.

Фотографии - Chris Mattison, Frank Fell.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков