EOS Техника  

Цветочное искусство

Стив Гослинг делится своими ноу-хау в области фотографирования цветов.

Гербера. При съёмке в помещении очень хорошо использовать цветной фон. Лучше использовать яркие цвета, чтобы снимок получился живым. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro. 1/2с при f/11. Плёнка Kodak Elite EC100.

Мне говорили - "фотографировать цветы - это просто, природа делает за тебя всю работу". Нельзя не согласиться - цветы прекрасны от природы. Цветные сюжеты, которые так и просятся на плёнку (в наши дни речь уже идёт о цифре).

Цветы фотографируют по многим причинам. Они обычно растут в доступном месте - чтобы сфотографировать их, вам не нужно путешествовать по экзотическим местам. Многие из моих лучших кадров были сняты в пределах 5км от моего дома, а многие из самых удачных кадров (с коммерческой точки зрения) были сделаны прямо дома.

Те, кто занимается фотографированием на продажу, имеют ещё одну причину фотографировать цветы - такие фотографии требуются многим потенциальным клиентам - производителям поздравительных открыток, календарей, издателям книг и журналов.

Но перед тем, как вы заспешите к местному цветочному магазину или на природу, вам нужно понять, что метод "наведи камеру и нажми кнопку" неминуемо приведёт к разочарованию. Сначала нужно понять, что хорошему кадру требуется эстетика, техника и логика.

Трителея рыхлая. Проявите осторожность при съёмке сюжета, в котором основной объект занимает в кадре лишь небольшое место. Если ваша камера обладает этим режимом, лучше использовать точечный или частичный экспозамер. EOS 1N с EF 100-300мм f/4.5-5.6 USM, плюс кольцо 25мм и диффузионный фильтр. 1/50с при f/8. Плёнка Kodak Elite EC100.

Ботанический материал или художественная интерпретация
Я уверен, что первым и важнейшим шагом в процессе фотографии является выяснение, чего конкретно вы хотите добиться. Это решение повлияет на ваш подход к фотографированию цветов - что вы будете фотографировать, когда, и - самое важное - как.

Я редко делаю ботанические фотографии цветов - если это не является моим заданием. Мне значительно более интересна игра цвета и освещения, форм и образов, узоров и текстур. Моя техника фотографии находится на том уровне, на котором я могу делать эстетически привлекательные снимки, а не просто запечатлевать внутреннюю красоту цветов.

Чтобы добиться желаемых результатов, я использую множество технологий и подходов - обычно в сочетании, а иногда и по отдельности.

Ромашка. Вам не потребуется тратить большие деньги на макро-объектив, чтобы получить хорошее изображение с увеличением. EOS 100 с EF 100-300мм f/4.5-5.6 USM, макро-линза +2 Close-up. 1/500с при f/5.6. Плёнка Fuji Sensia 100.

Подберитесь поближе
Изо всего арсенала моих объективов EF 100мм Macro - тот, что я больше всего использую для фотографирования цветов. Он позволяет не только подобраться достаточно близко, чтобы подчеркнуть текстуру и графические узоры, но его можно использовать с максимально открытой диафрагмой f/2.8, чтобы минимизировать глубину резкости и усилить воздействие на зрителя.

Однако, настоящий макро-объектив не является обязательным условием для того, чтобы снимать с близкого расстояния. Раньше я использовал EF 100-300мм USM в сочетании с кольцами Canon (как 12мм, так и 25мм) и макро-линзами (которые вкручиваются в объектив на место фильтра) и получал вполне конкурентоспособные кадры.

Одна из функций камер EOS, без которой я не представляю съёмку цветов - функция просмотра глубины резкости. Этой функцией оснащены практически все современные модели, включая цифровые. С помощью неё я могу совершенно точно убедиться, что попадёт в фокус, а что - нет. Это очень важно, когда работаешь на небольшом расстоянии от цветка - как при максимальной диафрагме, так и при прочих значениях. Если у меня возникают сомнения, я просто варьирую точку фокусировки и делаю пару лишних кадров.

Чтобы быть уверенным, что я получаю максимум резкости моего объектива Canon, я всегда пользуюсь функцией блокировки зеркала и пультом управления, чтобы спустить затвор - любой, кто сомневается, что в этом действительно есть смысл, должен проверить это сам.

Маки, небольшая глубина резкости. EOS 100 с EF 100-400мм f/4.5-5.6L IS USM. 1/60с при f/8. Плёнка Kodak Elite EC100.

Мягкость и импрессионизм
Немного иронии - несмотря на то, что я придаю огромное значение резкости, меня знают по моим "размытым" изображениям. Но мне интересен творческий подход к диффузионным эффектам, а не размытие из-за плохой техники.

Съёмка с ограниченной глубиной резкости может создать приятный размыв на заднем плане, чтобы подчеркнуть выбранную часть сюжета.

Также для создания импрессионистских эффектов я довольно часто использую фильтры - фильтр Cokin diffusion для минимального размыва, либо UV/1B, смазанный вазелином - для чудесного, волшебного размыва на конечном изображении.

Лилия. Нейтральный фильтр, смазанный вазелином, придаёт изображению особенную мягкость. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro, фильтр 81B и нейтральный фильтр, смазанный вазелином. 2с при f/32. Плёнка Kodak Elite EC100.

Множественная экспозиция
Мои первые эксперименты с множественной экспозицией были реакцией на сложившиеся погодные условия. Как бы то ни было, сейчас я часто прибегаю к этой технике, чтобы получить альтернативную форму размытия.

Обычно я делаю четыре экспозиции (можно и больше, но мне кажется, что то, чего я добиваюсь, достигается именно четырьмя) на одном кадре плёнки. Варьируя точку фокусировки для двух из них, можно добиться эффекта, называемого гало.

Механизм множественной экспозиции камер EOS превращает всё в довольно простой процесс. Чтобы предотвратить пересвет, вам нужно каждый раз применять компенсацию экспозиции (при съёмке двух кадров требуется компенсация -1, а при съёмке 4х кадров компенсация достигает -2). Прочный штатив абсолютно необходим для того, чтобы все четыре экспозиции аккуратно запечатлелись на одном кадре.

Гербера оранжевая. Четыре экспозиции на одном кадре с варьированием точки фокусировки, результат - эффект гало. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro. 4 экспозиции, в сумме 2с при f/22. Плёнка Kodak Elite EC100.

Ближе к земле
Получается неплохо, когда растения и цветы, растущие на земле, создают расфокусированный фон для основного объекта съёмки. В полевых условиях это означает, что нужно ползать на локтях и коленях в поисках хорошего ракурса. Дачники обычно используют специальную подстилку - в таких случаях она является довольно полезным, хоть и необычным аксессуаром для фотографов.

Одуванчик и колокольчики. Цветы и листва создают расфокусированную, размытую рамку для основного объекта съёмки. EOS 1N с EF 100-300мм f/4.5-5.6 USM, плюс диффузионный фильтр. 1/20с при f/8. Плёнка Kodak Elite EC100.

Ещё один полезнейший аксессуар - штатив, который можно опустить до самой земли. В такой ситуации очень удобно, когда камера оборудована угловым видоискателем (angle finder). Этот видоискатель крепится на штатный и позволяет повернуть угол обзора на 90 градусов.

"Молодило". Если подобраться поближе, макрообъективом можно подчеркнуть текстуры и графические узоры. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro, плюс фильтр 81B. 1.6с при f/32. Плёнка Kodak Elite EC100.

Недавно я приобрёл объектив EF 100-400мм f/4.5-5.6L IS USM - именно из-за его стабилизирующей функции. Теперь я могу снимать с рук, лёжа на животе - огромное преимущество в ситуациях, когда штатив использовать не получается.

Роза. Ещё один снимок с использованием макрообъектива, открывающий переплетения лепестков. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro, плюс кольцо 12мм и фильтр 81B. 40с при f/32. Плёнка Kodak Elite EC100.

Хотя оценочный экспозамер в большинстве случаев работает хорошо, нужно проявлять осторожность при фотографировании объектов, занимающих небольшую часть кадра. В таких случаях я использую точечный или частичный экспозамер по основному объекту съёмки. Чтобы получить полную уверенность в результате, можно воспользоваться экспонометром, либо произвести отражённый экспозамер с использованием серой карты. Это является как бы лишней страховкой - чувствуешь себя уверенней.

Я стараюсь применять весь свой технический и творческий арсенал как на природе, в саду, так и в домашней студии. Зачастую знания, полученные в одних условиях, можно с успехом применить и в других. Как бы то ни было, хотя я и люблю снимать на свежем воздухе, в студии я значительно лучше контролирую процесс - как освещение, так и объекты съёмки, что делает конечный результат гораздо более предсказуемым. С другой стороны, фотографирование на природе интересно возникающими проблемами, которые требуется преодолеть.

Гербера красная. Снято с использованием макрообъектива при почти максимальной диафрагме - глубина резкости минимизирована. EOS 1N с EF 100мм f/2.8 Macro. 1/10с при f/4. Плёнка Kodak Elite EC100.

В поисках
Самый первый вопрос, который может возникнуть - где же найти нужные цветы, в нужном месте в нужное время ? Решение находится в тщательных поисках. Довольно часто я провожу не один час, изучая места, где можно найти цветы. Большое значение также имеет время дня и сезон - нужно знать, когда цветы показывают себя во всей своей красе.

Во многих городах существуют ботанические сады, открытые для широкой публики. Да, как насчёт собственного сада - к примеру, на даче ? Вам совершенно не нужно устраивать цветники, как в усадьбах, чтобы делать великолепные портреты цветов.

Не меньшую важность нужно придавать поискам уже сорванных цветов для фотографирования в домашней студии. Выясните, какие цветочные магазины есть поблизости, цветы какого ассортимента и качества они предоставляют, и выясните, когда им завозят свежие цветы - лучше всего покупать цветы в идеальном состоянии в тот же день, когда их привезли.

Погодные условия
Эти факторы создают самые сложные задачи в фотографировании цветов на природе. В сухие дни, когда ветра нет, а освещение мягкое, яркое, но облачное, условия можно считать идеальными. На практике, однако, при фотографировании цветов на природе всегда приходится идти на компромисс и работать в таких условиях, какие есть. Я разработал для себя целый ряд подходов к фотографированию цветов в неблагоприятных погодных условиях:

Слишком яркий свет может привести к проблеме слишком большого контраста с чёрными тенями и выгоревшими светлыми областями. Я использую рефлекторы и рассеиватели Lastolite, чтобы добавлять и убирать свет. Они довольно недороги и складываются в очень компактные мешочки для транспортировки и хранения.

Небольшой дождь не означает немедленное свёртывание всей операции - напротив, капельки воды на лепестках могут усилить эстетическую привлекательность цветка. Большой зонт обязательно присутствует в моей сумке, чтобы защитить меня и оборудование от намокания. Специальные дождезащитные накидки для камер - ещё одно решение, преимущество которого заключается в освобождении рук.

Более-менее постоянный дождь требует совершенно другого подхода (в моём случае это бегство в ближайший бар). Если подходить к вопросу более продуктивно, можно в это время нанести визит в свой любимый цветочный магазин и вернуться в домашнюю студию, чтобы время не было потеряно зря.

Ветер обычно является самым сложным из погодных условий, с которыми приходится бороться. Фотография с большим увеличением, как правило, требует закрытую диафрагму и, следовательно, большую выдержку, что может кончиться размытием из-за ветра. Чтобы побороть эту проблему, я использую комбинацию садовых колышков, вязальных спиц и липучек, чтобы закрепить мой объект съёмки. Вся эта конструкция находится сразу за кадром (вот где 100% покрытие видоискателя EOS 1N и 1V требуется больше всего). Можно купить лёгкий портативный тент, но я обычно справляюсь с помощью своих самоделок.

К проблеме есть также несколько творческих подходов:
Можно выбрать большую диафрагму, чтобы одновременно получить малую глубину резкости, и вместе с тем уменьшить выдержку, чтобы уменьшить шансы на размытие движущегося объекта съёмки.

Если вы сознательно выбираете длинную выдержку и цветок запечатлевается размытым, можно получить захватывающие кадры.

Комбинация длинной выдержки и множественной экспозиции может привести к намного более импрессионистским эффектам - то, что цветок движется, означает, что он запечатлеется в разных частях кадра на конечном изображении.

Определённая интрига заключается в том, что вы не можете точно знать, что запечатлеется на плёнке. В данном случае у цифровых пользователей есть явное преимущество.

Как на природе, так и в домашних условиях фотографирование цветов - далеко не простая задача, но в преодолении сложностей - часть удовольствия от процесса. Фотографирование их красоты, цвета и формы - уже само по себе стоящее занятие, но самое главное - вы знаете, что с помощью ваших фотографий их великолепие будет радовать глаз ещё долгое время после того, как оригинал завял.

Полезные советы
1. Найдите или создайте освещение, которое будет соответствовать цветку, который вы фотографируете. К примеру, мягкий рассеянный свет для того, чтобы запечатлеть все детали; контровой свет, чтобы просветить насквозь листья и лепестки.

2. Композиция должна быть простой и без неразберихи. Старайтесь избегать грязного, отталкивающего фона.

3. Ищите растения и цветы в самом лучшем состоянии. Любые недостатки будут сразу бросаться в глаза на вашей фотографии.

4. Пользуйтесь штативом. Да, возможно, его трудно таскать с собой повсюду, но - если вы всерьёз решили заняться фотографированием цветов и растений, он совершенно необходим. Использование штатива обязательно выразится в улучшенной резкости ваших фотографий, а также в более взвешенной композиции.

Ветреница нежная. Использование фильтра даёт импрессионистский эффект. EOS 1N с EF 100-300мм f/4.5-5-6 USM, плюс кольцо 25мм с диффузионным фильтром. 1/25с при f/8. Плёнка Kodak Elite EC100.

Моя домашняя студия
Мой подход к фотографированию цветов дома довольно прост:

Освещение: я всегда использую естественное освещение. В моей студии окна выходят на север, так что у меня практически весь день есть источник ненаправленного освещения. Вдобавок к этому у меня есть рефлекторы - белый киноэкран и золотой рефлектор Lastolite для того, чтобы добавить теплоты, когда это требуется.

Фон: я купил множество картонок разных цветов, которые используются для монтирования картин. Это даёт мне возможность выбирать цветовое решение снимков. Мне нравятся яркие, живые цвета - и эти картонки идеально подходят в качестве фона. Картонки держатся на двух держателях с помощью пружинных зажимов. Выглядит жутко, но это работает !

Штатив: совершенно необходим, так как работа при естественном освещении подразумевает использование длинной выдержки. Дополнительное преимущество состоит в том, что я могу производить различные перемещения - двигать вазу, менять цветы местами - и при этом сохранять один и тот же ракурс.

Оборудование: EOS 1N и EOS 100, EF 20-35мм f/3.5-4.5 USM, EF 28-70мм f/2.8L USM, EF 100-400мм f/4.5-5.6L IS USM, EF 70-200мм f/4L USM, EF 100мм f/2.8 Macro, трубки 12мм и 25мм, пульты RC1 и 60T3, угловой видоискатель C, штативы. Плёнка - Fuji Velvia, Kodak Elite EC100 или VS100.

eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков