EOS Техника  

Интересуемся печатью

Большинство фотографов уже практически не могут отличить обычную фотопечать от струйного принтера. Это, вообще-то, уже не должно удивлять, потому что между ними не очень большая разница.


Фотографии, которые вы видите в журналах, ближе к изображениям, получаемым струйными принтерами, чем к обычным фотографическим отпечаткам. Они получаются из четырёх чернил-пигментов - голубого, фиолетового, жёлтого и чёрного. В наши дни все фотографии в журналах сканируются и из них получают цифровые изображения. Потом они размещаются на страничной разметке на экране компьютера. Потом весь файл сохраняется и посылается на принтер. Если вы посмотрите на страницу журнала под увеличительным стеклом, вы увидите, что она состоит из точек. Они значительно крупнее, чем точки, производимые струйными принтерами.

Немного теории
Очень немногие фотографы пытаются печатать цветные фотографии в домашней тёмной комнате. Большинство из нас вполне счастливо доверяют свои плёнки коммерческим проявочным лабораториям и ждут, пока вернут негативы и отпечатки. Это означает, что вы, скорее всего, никогда не задумывались о процессе, с помощью которого на бумаге появляется цветное изображение.

Наука химии фотографии занимает по объёму много томов, но основные принципы цветной печати вполне можно описать довольно простыми словами.

Перед тем, как вы поймёте, как делаются цветные отпечатки, вам нужно понять, как формируются цвета на плёнке.

Белый свет состоит из излучения на разных частотах. Видимое излучение находится в диапазоне от 400нм (синий свет) до примерно 700нм (красный цвет). Между этими частотами находится зелёный свет - примерно 550нм. В видимом световом спектре есть и другие цвета, но синий, зелёный и красный преобладают и называются основными цветами.

Если смешать одинаковое количество двух первичных цветов, получается вторичный цвет: красный и зелёный дают жёлтый, зелёный и синий дают голубой, синий и красный дают фиолетовый. Смесь всех трёх первичных цветов опять даст нам белый свет.

Красный, зелёный и синий свет различной яркости может быть смешан в разных пропорциях, что даёт широкую гамму цветов - это основной принцип, на котором базируется аддитивная цветовая система, с помощью которой получается изображение на телеэкранах и компьютерных мониторах. Однако, тут работает только свет. Если мы хотим произвести цветное изображение на бумаге, нам нужна субтрактивная (дополнительная) цветовая система, которая использует жёлтые, фиолетовые и голубые порошки или чернила.

Если спроецировать лучи красного, зелёного и синего цветов на экран, на местах перекрытия соседних лучей образуются пятна жёлтого, голубого и фиолетового цветов. Белый цвет образуется в том месте, где сходятся все три луча. Этот метод работает только со светом - попробуйте сделать так с красками и у вас получится грязное месиво.

Цветные отпечатки
Бумага для цветной печати имеет яркую белую основу. Она покрыта тремя отдельными эмульсионными слоями. Каждый слой чувствителен к определённому цвету - красному, зелёному и синему.

В составе каждого слоя - суспензия частиц галоидов серебра. После того, как на частицу галоидов серебра попадёт свет, она станет чёрным серебром, когда бумагу опустят в проявочный раствор.

К каждому эмульсионному слою также примешаны цветовые связующие элементы. Это - субстанции, которые испускают цветные частицы после того, как начинается реакция, которая формирует чёрное серебро. Цветные частицы испускаются выборочно - только в тех местах, где появляется чёрное серебро.

Когда цветная бумага погружается в отбеливающий раствор, чёрное серебро удаляется, оставляя только цветные тона.

Цветной связующий элемент в слое, чувствительном к красному, испускает голубые частицы. Слой, чувствительный к зелёному, порождает фиолетовый цвет. А слой, чувствительный к синему - жёлтый. Не совсем понятно ? Иллюстрация поможет пролить свет на эту тему.

Цветная фотобумага сделана из трёх светочувствительных эмульсий на белой бумажной основе. Когда бумагу подвергают воздействию света, а потом обрабатывают в химических растворах, цветовые частицы испускаются разными слоями и образуют цветное изображение. Например, если область изображения содержит слои, чувствительные к голубому и фиолетовому, то видимый цвет будет синим. Иллюстрация показывает, как видимые цвета (верхняя полоска) получаются из частиц в трёх разных слоях (нижние полоски). Цветовые частицы с различной интенсивностью на каждом уровне дают широкий спектр тонов и оттенков, который мы видим на цветном отпечатке. Цвета, которые вы видите на отпечатке, создаются цветовыми частицами, формируемыми в трёх эмульсионных слоях.

Слой, чувствительный к красному, даёт голубой оттенок.
Слой, чувствительный к зелёному, даёт фиолетовый оттенок.
Слой, чувствительный к синему, даёт жёлтый оттенок.

Помните, что цветная бумага сделана для того, чтобы производить цветные позитивные изображения после того, как на неё экспонируют цветной негатив. Цветные негативы имеют цвета, которые являются противоположными - или дополняющими - к оригиналу. Возьмите любой цвет на цветовом колесе - его дополняющий цвет будет расположен напротив. К примеру, жёлтый - дополняющий цвет к синему.

Это означает, что если оригинальный сюжет был в синих тонах, на цветном негативе он будет выглядеть жёлтым. Если вы экспонируете этот негатив на цветную фотобумагу, жёлтый свет достигнет эмульсионных слоёв. А жёлтый, как мы уже поняли, состоит из красного и зелёного света. Это означает, что в реакцию вступят слои, чувствительные к красному и зелёному. Когда бумага будет проявлена, наружу выйдут голубые и фиолетовые частицы.

В голубом и фиолетовом нет жёлтого, так что когда они соединяются, они дают цвет, дополняющий жёлтый - синий. Весь процесс повторяется для всех возможных оттенков, и на выходе мы получаем отпечаток, где цвета изображения очень близки к цветам оригинала.

Не важно, если вы что-то не поняли из объяснения этого процесса - он довольно сложен. Важно запомнить, что изображение, которое мы видим на цветном отпечатке, создаётся всего тремя цветовыми оттенками - жёлтым, фиолетовым и голубым.

О цвете
Цвета, которые находятся на противоположный сторонах, являются дополняющими друг к другу. К примеру, синий и жёлтый - дополняющие цвета. В синем нет жёлтого, а в жёлтом нет синего. Каждый цвет образуется из двух соседних. Смешайте фиолетовый и голубой - и получите синий. Смешайте жёлтый и фиолетовый - и получите красный.


Что такое цвет ? Если мы смотрим на что-либо и говорим, что это красное, что мы имеем в виду ?

Цвет - это, довольно буквально, наше воображение. В задней части человеческого глаза находится светочувствительная поверхность - сетчатка. Она состоит из сенсоров, которые называются палочки и колбочки. Они очень маленькие - у вас в каждом глазу есть около ста миллионов палочек и шести миллионов колбочек. Они соединяются с мозгом примерно миллионом нервных волокон.

Палочки нечувствительны к цвету. Они дают информацию о яркости объектов. А вот колбочки дают информацию о цвете. Есть три разных типа колбочек - один тип чувствителен к красному цвету, другой - к зелёному и третий - к синему. Лучше всего колбочки работают при ярком свете. Скорее всего, вы заметили, что когда вы находитесь на улице ночью и пейзаж освещается только лунным светом, всё выглядит чёрно-белым. В этих условиях именно палочки делают всю работу.

Данные от глаза передаются в мозг, который интерпретирует картину. Не все люди видят одинаково. У некоторых меньше колбочек, чем у остальных и они могут не воспринимать некоторые цвета. Это называется цветовой слепотой. Ей страдают около 10% мужчин и всего 0.5% женщин. Если вы хотите проверить ваше цветное зрение, есть тест на цветовую слепоту.

В общем, главное - помнить, что для большинства людей цвета создаются всего тремя типами колбочек, которые реагируют на красный, зелёный и синий цвет. Конечно же, это является основным принципом, на котором базируется цветная фотография. Цветные эмульсии на плёнке имеют отдельные слои, чувствительные к красному, зелёному или синему. А в большинстве цифровых камер есть матрицы CCD или CMOS с тремя различных типами сенсоров, также чувствительными к цвету.

Сравнение
На первый взгляд, может показаться довольно странным, если сказать, что цветные отпечатки, произведённые с помощью химического процесса, очень близки к сделанным на струйном принтере - но у них есть очень много общего.

Оба типа печати производятся на специальной бумаге: первому требуется бумага, покрытая светочувствительным эмульсионным слоем; второму требуется бумага с ультра-шлифованной поверхностью, чтобы чернила не размазывались, или "протекали" в бумагу после того, как попадают на поверхность. В обоих случаях, самые яркие цвета получаются на глянцевой бумаге.

Изображение на фотобумаге получается из мельчайших пятнышек красителя, которые создаются, когда мельчайшие частицы чёрного серебра формируются в процессе проявки. В струйных принтерах "проявка" изображения осуществляется в камере или в компьютере; потом мельчайшие точечки красителя наносятся на бумагу, чтобы воспроизвести цвета цифрового изображения. Вы можете возразить, что у струйной печати более ровные тона, так как точечный узор упорядочен, в отличие от случайного размещения частиц, или "зерна" фотографической эмульсии.

Оба типа изображения используют голубой, фиолетовый и жёлтый красители. Красители в струйном принтере не такие насыщенные, как те, что испускают цветовые связующие элементы, так что используются чёрные чернила, чтобы улучшить контраст. Даже с четырьмя красителями, струйным принтерам всё ещё нелегко создавать некоторые тона, так что последние модели принтеров Bubble Jet оснащены двумя дополнительными чернилами - фото-голубым и фото-фиолетовым - для большей точности. Как бы то ни было, это из-за недостатков материалов, а не из-за какого-то серьёзного различия в процессе создания изображения.

Самая большая разница - то, что с фотобумагой нужно обращаться практически в полной темноте, чтобы предотвратить влияние постороннего света на цветочувствительные эмульсионные слои. Проявка "мокрая" и использует химические растворы. Эти химикаты недружелюбны к окружающей среде.

С бумагой для струйных принтеров, с другой стороны, можно работать при нормальном свете. Не считая чернил, никаких химикатов не требуется, и бумага практически сухая, когда появляется из принтера.

Ранние струйные принтеры страдали от низкого разрешения, но самые последние разработки уже могут сравниться с фотобумагой в смысле качества изображения. Ранние чернила также страдали от выцветания, а сейчас на чернила Canon заявлен срок службы как минимум 25 лет.

Если вы всё ещё против цифровой печати ваших изображений, то хотя бы выбирайте с осторожностью, где вы будете делать ваши отпечатки. Многие процессинговые лаборатории уже установили цифровые системы для производства отпечатков с негативов и слайдов - они дают большие возможности управлять контрастом и дают результаты, которые сравнимы, или даже превосходят самые лучшие цветные отпечатки, выполненные традиционным способом.

Отпечатки струйного принтера
Как и фотобумага, струйные принтеры также используют красители для создания изображения на белой бумажной основе. Однако, вместо красителя, формируемого химической реакцией в светочувствительной эмульсии, краситель наносится на бумагу извне. Canon использует улучшенную форму струйной технологии, называемую Bubble Jet.


Очень тонкая трубка, или сопло, подсоединена к резервуару с красителем. В начале трубки находится микроскопический нагревательный элемент. Когда элемент включается, внутри сопла формируется пузырёк и микроскопическая капелька выбрасывается на большой скорости. В некоторых их последних принтеров Bubble Jet капля невероятно мала - всего 4 пиколитра (в одном литре - один триллион, 10^12 пиколитров). Когда выброшенная капелька падает на бумагу, она формирует круглую точечку с равномерной окраской.

Сопло печатающей головки Bubble Jet имеет микроскопический нагревательный элемент на конце. Элемент нагревает пузырёк воздуха, который расширяется и выталкивает микроскопическую капельку чернил.


Микроэлемент включается и выключается в соответствии с данными изображения, записанными на карту CompactFlash или на компьютер. Процесс идёт с невероятной скоростью - около 24.000 капелек в секунду из каждого сопла в одном из последних принтеров Canon.

Используя сопла, подсоединённые к индивидуальным резервуарам, содержащим разные цветовые красители, возможно создать на бумаге полноцветное изображение из узора мельчайших точек.

Теоретически, полноцветное изображение может быть получено всего из трёх цветовых красителей - голубого, фиолетового и жёлтого. Практически - такое изображение будет малоконтрастным, из-за этого дополнительно используются чёрные чернила. Вместе это даёт изображение CMYK - вы могли заметить это сокращение (K используется как символ чёрного цвета - blacK - чтобы не путать с синим - Blue).

Некоторые цветовые тона сложно воспроизвести всего четырьмя красителями, так что некоторые принтеры Canon используют два дополнительных красителя - фото-голубой и фото-фиолетовый.

И печатающая головка (содержащая сопла), и бумага для печати перемещаются друг относительно друга, чтобы произвести цветное изображение. Вначале, печатающая головка проезжает вдоль всей бумаги, чтобы создать тонкую цветную линию. Потом бумага продвигается вперёд на мизерное расстояние, чтобы позволить печатающей головке создать ещё одну линию. Полное изображение создаётся из этих тонких линий, которые сливаются друг с другом.

Если бы для каждого цвета было только одно сопло, итоговый отпечаток появлялся бы из принтера очень долго. Принтер Canon S800 Bubble Jet использует головку и 256 соплами для каждого цвета. Эти сопла расставлены в две линии по 128. Каждая линия соответствует разрешению в 600 dpi (точек на дюйм), но линии смещены на половину расстояния, что даёт реальное разрешение в 1200 dpi. Каждое сопло отдельно контролируется компьютером

Самая последняя головка Canon имеет в сумме 3072 сопла - 512 сопел для каждого из шести цветов (в целях разборчивости, не все сопла показаны на иллюстрации).


Фотография - Paul Exton
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков