EOS Техника  

Внутренний вопрос

Если вы научитесь успешно делать фотографии интерьеров - вы будете очень довольны, но сначала вам нужно понять, как решать целый ряд проблем. Мы расскажем, с чего начать.


Этот интерьер галереи искусств был сфотографирован с использованием только естественного света. В идеале, вам нужен штатив, чтобы снимать в условиях низкой освещённости, но многие галереи и музеи запрещают их использование, потому что они могут затруднять проход других посетителей. Альтернативный вариант - положить вашу камеру на какую-нибудь удобную поверхность вроде стула или стола. Положите сложенный плащ под камеру, чтобы вы могли поднять объектив под таким углом, какой хотите, и произвести композицию кадра. Производите съёмку с использованием встроенного таймера, так как есть риск перемещения камеры в момент нажатия кнопки спуска затвора.

Вы фотографируете только на открытом воздухе ? Вы сняли в помещении лишь пару семейных фотографий, сделанных на скорую руку с использованием встроенной вспышки вашей камеры EOS ? Вы думаете, что для того, чтобы делать фотографии интерьеров, требуется масса дорогого осветительного оборудования ?

Если вы ответили "да" хотя бы на один из этих вопросов - вы упускаете один из увлекательнейших аспектов фотографии. Фотография интерьеров нередко бывает сложна и из-за этого люди часто её игнорируют.

Возможно, одна из причин, по которой фотографы не снимают внутри помещений - то, что они разочаровались в своих первых попытках в прошлом. Действительно - если просто навести камеру и нажать кнопку - удовлетворительных результатов не получить, но если позаботиться о результате и проявить должное внимание - можно получить великолепные фотографии даже с помощью самого простого оборудования.

Следуйте нашим советам по фотографии интерьеров и скоро у вас будут получаться фотографии, передающие атмосферу ваших сюжетов.

Естественный свет
Естественный свет в комнате или другом помещении - это тот свет, который вы видите, когда смотрите по сторонам. Это может быть солнечный свет, проникающий через окна или стеклянную крышу, искусственное освещение от электрических ламп или свечей, или - что часто бывает - смесь всего перечисленного.

Естественный свет часто называют доступным светом, подразумевая то, что свет уже есть в помещении - в отличие от света, который вы привносите в сюжет - например, от вспышки.

Именно естественный свет часто создаёт в комнате атмосферу. Время бежит и меняется освещение и атмосфера комнаты. Комната, выходящая на север, к примеру, может казаться тёмной и холодной днём, но вечером, когда зажигают настольные лампы и огонь потрескивает в камине, всё преображается - комната становится тёплой и гостеприимной. Так что очень важно выбрать лучшее время для съёмки.

Вам нужно установить ваш EOS на штатив и установить камеру в режим приоритета диафрагмы. Это позволит вам установить маленькую диафрагму, чтобы максимизировать глубину резкости (для большинства типов фотографии в помещении вам нужно, чтобы как можно большая часть фотографии была резкой). Камера выберет подходящую выдержку. Комбинация маленькой диафрагмы и слабого естественного освещения может привести к выдержке в несколько секунд или даже больше. При корректной экспозиции вы сможете запечатлеть такие детали интерьера, которые обычным глазом увидеть не удастся.

Держите камеру устойчиво


Часто для фотографии интерьеров с использованием доступного освещения требуются длинные выдержки, создающие проблему, если в кадр попадают люди - вряд ли они останутся неподвижными в течение нескольких секунд. Однако Фрэнк Фелл обратил длинную выдержку в достоинство этой фотографии игрального стола с рулеткой. Размытые фигуры отражают восхитительную, скоротечную атмосферу казино.

Доступный комнатный свет обычно намного тусклее, чем солнечный свет снаружи. Вам часто придётся ставить длинную выдержку, чтобы обеспечить плёнке достаточное для корректной экспозиции количество света. Это означает, что вам нужно установить камеру на прочный штатив, чтобы не испортить фотографии из-за тряски камеры.

В идеале вам также нужно использовать пульт управления, чтобы производить съёмку так, чтобы движение вашей руки не создавало бы вибрацию камеры. Многие камеры EOS имеют разъём того или иного типа (с теми камерами, где разъём отсутствует, можно применять механическое устройство SwitchBack).

Если у вас нет выносного пульта управления, вы можете использовать функцию встроенного таймера вашей камеры EOS. Пауза между нажатием на кнопку и реальной съёмкой (обычно 10 секунд, хотя на некоторых моделях можно установить значение 2 секунды) вполне достаточна, чтобы затихли практически все вибрации камеры.

Вопрос баланса


Левая фотография была сделана на дневной плёнке - тёплые тона происходят от искусственного комнатного освещения. Правая фотография также была сделана на дневной плёнке, но фильтр 80B исправил цветовой оттенок.

Обычная фотографическая плёнка сбалансирована для использования при дневном свете. Другими словами, она обеспечивает корректную цветопередачу при нормальном дневном освещении. Дневная плёнка также подходит для использования со вспышкой, которая сбалансирована, чтобы соответствовать дневному свету.

Дневная плёнка может быть проблемой, если вы хотите снимать фотографии в помещении с искусственным освещением. Наш мозг может очень быстро адаптироваться к различным цветам освещения, но фотографическая плёнка такими возможностями не обладает. Два основных типа плёнки, которые вы можете встретить, предназначены для съёмки в условиях освещения лампами накаливания и для флуоресцентного освещения. Вы можете использовать дневную плёнку в обоих случаях, но вам потребуется фильтр, чтобы восстановить баланс.

Освещение лампами накаливания
Освещение лампами накаливания намного "теплее", чем дневной свет. Это даёт сильный оранжевый оттенок сюжету, который в некоторых случаях может быть довольно привлекательным, но неправдоподобным.

Когда вы снимаете с освещением от домашних ламп, вы можете использовать фильтр 80B, установленный на объектив. Этот бледно-синий фильтр удаляет цветовой оттенок, создаваемый большинством типов ламп накаливания, используемых в быту. Сделайте снимки с фильтром и без, а потом посмотрите, что вам понравится. Фильтр 80B уменьшает количество света примерно на одну ступень, но TTL экспозамер камеры автоматически это учтёт.

Альтернативное решение проблемы - использование плёнки, сбалансированной под освещение лампами накаливания. Как можно понять из названия, эта плёнка обеспечивает корректную цветопередачу при использовании в условиях освещения лампами накаливания без использования каких-либо фильтров. Однако, в наличии есть не так много подобных плёнок - вы сможете найти их в продаже только в специализированных фото-магазинах, и они не подходят для использования при дневном свете (они дают синий оттенок, хотя вы можете устранить этот эффект с помощью использования оранжевого фильтра 85B). Можно посоветовать использовать дневную плёнку с фильтром, если вы не собираетесь много снимать в помещении при лампах накаливания.

Фильтр 80B сделан так, чтобы давать корректную цветопередачу, но только в том случае, если лампы накаливания имеют цветовую температуру 3200К. Но не все лампы одинаковы. Впрочем, в большинстве ситуаций фильтр 80B обеспечит вполне хороший цветовой баланс.

Если вы хотите абсолютно точно воспроизвести все оттенки и цвета комнаты, вам потребуется определить цветовую температуру всех источников освещения и использовать соответствующие фильтры. Вам потребуется дорогое колориметрическое оборудование и ассортимент фильтров Wratten; всё это находится далеко за пределами возможностей (и потребностей) большинства фотографов-энтузиастов.

Смесь ламп накаливания и дневного света
Эта фотография интерьера собора Сэлсбэри показывает наиболее необычную смесь различного освещения. Верхняя часть здания освещена лампами флуоресцентного типа, которые создали явный зелёный оттенок. Область вокруг алтаря, с другой стороны, освещена "тёплыми" лампами накаливания. В таких случаях возможно отфильтровать один из цветовых оттенков, но такая фильтрация сделает эффект другого освещения ещё сильнее. Вместо этого фотограф использовал смешанное освещение, чтобы создать интересное изображение.

Часто лучшие фотографии интерьеров содержат смесь как искусственного, так и дневного освещения. Если вы столкнулись с такой ситуацией, вам нужно решить, какой источник света должен быть корректно сбалансирован - вы не можете сбалансировать оба источника одновременно.

В большинстве случаев можно рекомендовать балансировать под дневной свет - что означает, что вам не нужно использовать фильтр. Свет от ламп накаливания создаст тёплый оттенок на дневной плёнке. Если вы сделаете балансировку под искусственный свет, дневной свет станет холодным и непривлекательным.

Флуоресцентное освещение
На верхней фотографии видна некорректная цветопередача - зелёный оттенок, типичный для фотографий, сделанных при флуоресцентном освещении. Нижняя фотография была сделана с использованием "флуоресцентного" фильтра - искажений уже значительно меньше.

Если помещение освещено флуоресцентными лампами, у вас могут возникнуть проблемы из-за того, что существуют различные типы флуоресцентных ламп с разными цветовыми температурами. Большинство из них даёт зелёный оттенок при использовании плёнки, сбалансированной под дневное освещение.

Некоторые флуоресцентные лампы называются "дневными", но не думайте, что вы получите корректный цветовой баланс, если будете снимать с таким светом на дневную плёнку. Вашим глазам может казаться, что цвет примерно соответствует дневному освещению, но плёнку не обмануть - эти лампы испускают узкополосное излучение в определённом диапазоне.

Фильтры, разработанные для съёмки в условиях флуоресцентного освещения, дают вполне приемлемый цветовой баланс с большинством типов флуоресцентного освещения, но чтобы получить точную цветопередачу, вам нужно точно знать, лампы какого типа дают свет и поставить соответствующие фильтры Wratten на объектив.

Цветовая температура
То, что человеческий глаз видит как обычный "белый" свет, на самом деле может быть излучением в самом различном диапазоне - от оранжевого до синего - это зависит от источника света.

Цвет светового пучка называется температурой света и измеряется в Кельвинах (К) - по имени Уильяма Томсона Кельвина (1824-1907), Шотландского физика и математика, родившегося в Ирландии

Свет с низкой цветовой температурой - оранжевый; другими словами, он "тёплый". Лампы накаливания обычно имеют цветовую температуру между 2800К и 3200К.

По мере увеличения цветовой температуры свет становится более синим, или "холодным". Электронная вспышка имеет цветовую температуру около 6000К, а солнечный свет в районе полудня летним днём - около 5500К. Цветовая температура солнечного света уменьшается к закату и тогда свет становится явно оранжевым (в районе 2500К).

Дневная плёнка сбалансирована для использования при свете с температурой от 5000К до 6000К. Плёнка для искусственного освещения, с другой стороны, сделана для использования при освещении с цветовой температурой в районе 3200К.

Если вы всерьёз намерены добиться точной цветопередачи - вам нужен измеритель цветовой температуры - колориметр. Он мгновенно показывает цветовую температуру света в Кельвинах. Затем вам нужно определить, какие фильтры следует использовать, чтобы скорректировать её.

Линейка фильтров Kodak Wratten состоит из множества желатиновых фильтров различных цветов и плотностей, которые могут быть использованы, чтобы скорректировать цветовую температуру большинства типов источников освещения; в некоторых случаях вам может потребоваться использовать более одного фильтра. Существуют справочные таблицы Kodak, помогающие сделать правильный выбор.

Точная цветопередача очень важна для съёмки фильмов, где требуется постоянство цветового баланса во время съёмки всех сцен, даже при условии, что съёмка может длиться несколько часов, а иногда и дней. Большинству фотографов не нужная такая точность. Да и цветовые оттенки, вызванные спецификой освещения, могут добавить атмосферу многим фотографиям.

Свет от вспышки
Одна-единственная вспышка - далеко не идеальное средство для фотографирования интерьеров. Даже самые мощные модели вспышек Speedlite не смогут в достаточной степени осветить большое помещение - такое, как церковь или собор, так что вам нужно выжать максимум из естественного освещения.

Небольшое пространство можно фотографировать со вспышкой, но не ждите, что у вас получатся результаты как с обложки глянцевых журналов о домашнем хозяйстве. Когда профессиональные фотографы снимают интерьеры, они используют несколько вспышек, либо другие способы освещения.

Если вы хотите фотографировать в своих домашних комнатах, вы сможете улучшить ваши результаты с помощью фотографирования с отражением вспышки от потолка комнаты, что в корне отличается от направления вспышки прямо на объект съёмки. Этот способ означает, что вам нужно использовать Speedlite либо с поднимающейся (поворачивающейся) головкой, либо с интерфейсным кабелем, который позволяет отсоединить вспышку от башмака и направить её прямо в потолок.

Впрочем, помните, что если потолок не абсолютно белый, ваши фотографии могут приобрести оттенок цвета, соответствующего потолку ! В таких случаях единственный вариант - вспышка "в упор" - прочем, всё равно нужно следить за тем, чтобы свет от вспышки не отражался от стёкол, зеркал или картин.

Также вспышку приходится использовать "в упор", если вы фотографируете в здании с очень высокими потолками.

Впрочем, в нормальной ситуации вспышку стоит использовать только как дополнительный свет, а не как единственный источник освещения.

Балансировка вспышки и естественного освещения


Эта люстра была сфотографирована в церкви. На первой иллюстрации (слева) вы видите фотографию, сделанную со вспышкой в программном режиме камеры (P). Правильная экспозиция видна только на стеклянных украшениях, но программный режим не позволил установить выдержку длиннее 1/60с - на такой выдержке фон абсолютно не проработался, даже учитывая максимальную диафрагму объектива. На второй иллюстрации (справа) вы видите фотографию, сделанную в режиме приоритета диафрагмы (Av). Этот режим установил выдержку, которая обеспечила правильную экспозицию фона при выбранной диафрагме, таким образом и люстра, и фон получились хорошо экспонированными. Однако, требуемая выдержка составила 1/2с, так что было необходимо использовать штатив. Было большим везением, что в этой церкви не только разрешалось использовать вспышку, но и штатив. Многие церкви и музеи запрещают использование вспышек и штативов, так как они могут раздражать других посетителей и мешать им. В таких случаях вам нужно найти опору, на которую можно положить камеру. Очень полезный аксессуар - мини-штатив, который можно поставить на стол или какую-нибудь полку.

Использовать ли вспышку - вот в чём вопрос
На этих иллюстрациях показано, перед каким выбором вы оказываетесь, когда пытаетесь решить, использовать вспышку или нет. Важно решить, какого эффекта вы хотите добиться, и в соответствии с этим выбрать модель освещения. Либо сделайте снимки со вспышкой и без, а потом решите, посмотрев на результат !


Фотография со вспышкой (слева) запечатлела все детали, но на ней присутствуют непривлекательные тени за головой хозяина. Фотография, сделанная при естественном освещении (справа), передаёт атмосферу маленького паба. Свет из окна освещает переднюю часть бара и бутылки, освещённые сзади, выглядят довольно интересно.


На этих иллюстрациях показан фрагмент стены в Индии. Внутри стены - небольшие кусочки зеркал. По мере того, как вы приближаетесь к стене, всё новые и новые картины открываются вашему взору. Фотография со вспышкой (слева) запечатлела все детали, но яркие отражения от зеркал потеряны. Вторая фотография (справа) темнее, но это даёт значительно более сильный контраст между каменной поверхностью и зеркалами. Оба результата вполне приемлемы - самая лучшая фотография - та, на которой сюжет запечатлён таким, каким вы его помните.

Полезные советы
Если вам сложно добиться правильного воспроизведения цветов, но у вас есть компьютер - с помощью графических редакторов вы можете изменить цвета сосканированной фотографии. В некоторых программах даже есть заранее запрограммированные установки изменения цветового баланса для ламп накаливания или флуоресцентного освещения. Этого практически невозможно добиться стандартными методами коррекции изображения в тёмной комнате.

Если вы не можете отойти достаточно далеко, чтобы в кадр попала вся комната, попробуйте встать в дверном проёме - это даст вам дополнительные полметра-метр при том условии, что сам проём не попадает в кадр.

Очень важно держать камеру прямо, чтобы задняя крышка камеры была абсолютно вертикальна - иначе на фотографиях комнат вы получите сходящиеся вертикали.

Не бойтесь передвигать вещи в комнате так, как будет лучше для композиции. Стратегически поставленная ваза с цветами, журнал или орнамент могут являться основной частью композиции на фотографии. Также попробуйте скрыть уродливые и непривлекательные элементы типа розеток и электрических кабелей.

Если вы фотографируете интерьеры при естественном свете - помните, что освещение меняется с течением времени. Комната, которая выглядит тусклой и бесцветной утром, может обрести жизнь днём, когда лучи света пробьются через окно.

Спрашивайте разрешение перед тем, как фотографировать соборы, имения и другие здания, открытые для посещения - возможно, вам придётся уплатить небольшой налог, особенно если вы используете вашу камеру на штативе. В некоторых местах фотография абсолютно запрещена, чтобы она не нарушала эстетическое удовольствие других посетителей (наверняка это делается для того, чтобы вы покупали открытки или буклеты в их сувенирных магазинах).

Фотографируем комнату

На этих иллюстрациях показано, как можно невероятно изменить вид комнаты на фотографии, если надлежащим образом позаботиться об освещении.

Первая фотография (вверху слева) была сделана со вспышкой Speedlite "в упор". Лобовой свет уничтожил атмосферу комнаты и полностью подавил текстуру обоев. Вспышка "в упор" практически никогда не является лучшим способом освещения комнаты - на самом деле, лучше всего воздержаться от использования вспышки "в упор" при фотографировании любых типов сюжетов.

Вторая фотография (вверху справа) намного лучше - всего лишь потому, что фотограф поднял головку Speedlite так, чтобы свет отражался от потолка. Экспозамер вспышки через объектив означает, что выбор экспозиции вспышки вы можете оставить за камерой.

На третьей фотографии включённая лампа на бюро создаёт дополнительный интерес. Фотография обрела жизнь - мы получили тёплый свет в области около лампы. Такая смесь разного света может добавить атмосферу вашему снимку, хотя из-за этого могут возникнуть проблемы.

Как и остальные, четвёртая фотография (внизу справа) была сделана со вспышкой, но была установлена более длинная выдержка (камера была на штативе). Таким образом на плёнку попало больше света от ламп, а также улучшилась проработка деталей за окном. Длинные выдержки означают, что вы можете установить более узкую диафрагму, что в свою очередь означает, что у вас будет большая глубина резкости и большая площадь сюжета будет в фокусе.

Перефразируя агентов по продаже недвижимости - три основных фактора успеха фотографии интерьеров - освещение, освещение и ещё раз освещение. Да, и следите за тем, чтобы освещение было правильным !

Вы можете фотографировать невероятно красивую комнату, но если она неправильно освещена - вы никогда не сможете получить привлекательную фотографию.

Архитекторы и дизайнеры интерьеров также понимают важность освещения и многие интерьеры великолепно освещены либо дневным светом, либо искусственным (либо их смесью). Следовательно, имеет смысл работать именно с этим светом, чтобы создать впечатляющий снимок. Это не означает, что нужно полностью отказаться от использования вспышки во имя естественного освещения. У вспышки есть своё место в фотографии интерьеров, но её агрессивное использование может уничтожить всю атмосферу привлекательной комнаты.

Баланс дневного света и вспышки
Как можно управлять балансом дневного света, который льётся из окна, и вашей вспышки Speedlite ? Существует два метода.

Вы можете произвести частичный экспозамер по окну, чтобы получить корректную выдержку и диафрагму, которые необходимы для проработки с использованем естественного освещения. После этого переключите камеру в ручной режим и установите значения выдержки и диафрагмы. Наконец, включите Speedlite и произведите снимок. TTL экспозамер вспышки сбалансирует экспозицию вспышки с экспозицией естественного освещения.

Либо переключитесь в программный режим и камера решит всё за вас. Если дневной свет обладает достаточной яркостью и находится в центре композиции, ваша камера EOS даст хороший результат.

Проблемы вспышки
Освещение вспышки значительно ослабевает с расстоянием. На этой фотографии трёх статуй корректно экспонирована только ближайшая к камере, но другие, которые находятся дальше - недоэкспонированы. Если вы используете только одну вспышку, единственный способ быть уверенным в корректной экспозиции - снимать так, чтобы все объекты были на одном расстоянии от вспышки.

Довольно сложно эффективно фотографировать блестящие поверхности со вспышкой "в упор". Довольно часто вы будете получать результаты, как на иллюстрации - свет от Speedlite отразился прямо назад в камеру и произвёл то, что обычно называется "блик". Если вы фотографируете плоскую поверхность, вы можете избежать подобного, если встанете под углом к поверхности - так, чтобы свет отражался в другую сторону. Однако, с изогнутой блестящей поверхностью единственный вариант - выключить вспышку и снимать в условиях естественного освещения.

Выбираем объектив
Одна из проблем, с которой вы столкнётесь при фотографировании интерьеров - то, что вы не можете отойти достаточно далеко, чтобы в кадр попала достаточная часть комнаты. Одно из решений - использовать объектив с самым коротким фокусным расстоянием, каким только возможно.

В некоторых ситуациях широкоугольная установка вашего стандартного зума (обычно 35мм или 28мм) вполне подходит, но бывают случаи, когда вам нужна ещё более короткофокусная оптика. Вот несколько объективов, которые стоит рассмотреть в плане использования для фотографии интерьеров.

EF 24мм f/2.8
Это идеальный объектив для многих типов фотографий интерьеров, и вдобавок его можно себе позволить - он стоит всего $430. Вам может показаться, что 24мм - не такая уж большая разница по сравнению с минимальной установкой 28мм стандартного зума, но эти лишние 4мм создают невероятную разницу, позволяя вам снимать даже в очень маленьких комнатах.

EF 24мм f/1.4L USM
Если вам приходится фотографировать интерьеры в скудно освещаемых помещениях, эта лишняя ступень диафрагмы, которую даёт вам этот объектив, очень полезна. Однако, он довольно дорог - $1250. Суффикс "L" означает, что этот объектив обладает самым лучшим качеством изображения. Более дешёвый вариант - использовать плёнку с более высоким рейтингом ISO.

EF 20мм f/2.8 USM
Этот объектив позволяет вам работать в относительно тесных условиях, но когда вы включаете большое пространство в кадр - могут появиться пространственные искажения. Цена довольно разумна - $650 - и этот объектив также отлично подходит для фотографирования на открытом воздухе, а не только в помещении.

EF 15мм f/2.8 Fisheye (Рыбий глаз)
Как можно догадаться из названия, этот объектив искажает прямые линии и даёт потрясающий эффект "рыбьего глаза". Это очень эффективно, если вы хотите создать стильную фотографию, но совершенно не подходит, если вы хотите правдиво воспроизвести картину интерьера комнаты. При цене в $750 стоит хорошо подумать, прежде чем покупать такой дорогой объектив - возможно, лучше взять его напрокат, когда он вам понадобится.

EF 14мм f/2.8L USM
Это прямолинейный объектив - другими словами, он точно воспроизводит прямые линии. Однако, вам нужно устанавливать камеру так, чтобы её задняя крышка была абсолютно вертикальна, иначе стены в комнате начнут сходиться. Стоимость впечатляет - $2900.

Объективы серии TS-E
Canon производит три объектива с функциями "Tilt & Shift" (поворот и сдвиг). Хотя они сделаны в основном, чтобы фотографировать здания снаружи, они могут оказаться очень полезными для фотографирования больших интерьеров - таких, как церкви и соборы. Функция сдвига позволяет вам включить верх интерьера в кадр без нужды поднимать камеру вверх. Таким образом, вертикальные стены оказываются параллельными на фотографии. Наиболее подходящий для фотографирования интерьеров объектив типа Tilt & Shift - TS-E 24мм f/3.5L. Его стоимость - $1300.

Фотографии - E.W.Farrelly, J.Howard, Frank Fell, Trevor Payne, Michael Whitestone, Nina Bailey, P.L.Lowatt, A.Rook, Philip Raby.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков