EOS Техника  

Невидимый мир

Поэкспериментируйте с инфракрасной плёнкой - вы откроете для себя целый новый мир фотографии, а результаты будут не из мира сего.


Инфракрасная фотография очарует и увлечёт вас своими волшебными эффектами. Волшебными - потому, что, используя плёнку, которая чувствительна к инфракрасному излучению, вы можете фотографировать такие длины волн, которые человеческий глаз просто не может увидеть. Вы фотографируете невидимое. Инфракрасная фотография частично привлекает потому, что вы никогда точно не знаете, что же запечатлеет плёнка !

Цветную инфракрасную фотографию также называют псевдоцветным изображением. Это потому, что цвета, которые вы видите, никак не связаны с настоящим инфракрасным излучением (которое нельзя увидеть). Хотя трава обычно видится красной на инфракрасных снимках, можно сделать так, что она будет синей, или даже зелёной - с помощью изменения характеристик плёночной эмульсии.

У инфракрасной съёмки есть очень важная роль в научной и судебной работе, но для большинства других фотографов основным применением является использование в качестве творческого инструмента. Такой инструмент позволит вам сделать впечатляющие снимки, которые могут быть интересны уже потому, что они меняют наш взгляд на мир.

Световые волны
Солнце испускает широкий диапазон излучения, от рентгеновских лучей до радиоволн и микроволнового излучения. Основная мера излучения - длина волны; по ней можно судить о типе излучаемой энергии. Различные формы энергии образуют электромагнитный спектр, в котором есть диапазон излучения, который влияет на фотографическую плёнку. Фотографический спектр простирается от ультрафиолетового излучения на одном конце до инфракрасного на другом. В середине находится видимый спектр - от фиолетового до красного.


Инфракрасное излучение делится на два вида. На дальнем конце инфракрасного диапазона находится то, что мы ощущаем как тепло. Очень горячий объект - например, электроутюг - испускает инфракрасное излучение, которое можно заснять на инфракрасную плёнку. Однако, большинство эффектов, которые можно получить на инфракрасной плёнке, создаются с помощью околоинфракрасного излучения - с длинами волн, находящимися непосредственно за красным концом видимого диапазона.

Немного о камерах
Вы можете использовать инфракрасную плёнку с любой камерой EOS, но с некоторыми моделями вам нужно предпринять некоторые меры предосторожности с определёнными типами инфракрасных плёнок.

Камеры без проблем
Инфракрасная плёнка может быть использована без проблем со следующими моделями: EOS 1, EOS 1N, EOS 1N RS, EOS 1V, EOS 10, EOS 600, EOS 620, EOS 650, EOS 700, EOS 750, EOS 850, EOS RT

Однако, при использовании других камер вы можете столкнуться с проблемами, характерными только для инфракрасных плёнок и современных камер. Вот что вас может подстерегать:

Небольшие проблемы
Некоторые типы инфракрасных плёнок, используемые со следующими моделями камер EOS, могут подвергаться небольшой засветке: EOS 1000, EOS 1000F, EOS 1000N, EOS 1000FN

Все модели камер EOS оборудованы прижимным столиком, который находится внутри камеры и предназначен для того, чтобы плёнка располагалась абсолютно ровно во время экспозиции. Прижимной столик, используемый в камерах серии EOS 1000, имеет прямоугольный вырез. Это сделано для того, чтобы туда могли поместиться крошечные светодиоды, которыми оборудованы камеры в версии с датой - они впечатывают информацию о времени и дате экспозиции на плёнку. В моделях камер, не оборудованных функцией даты, используется тот же самый прижимной столик, чтобы унифицировать производство и снизить стоимость. Инфракрасное излучение может проникнуть через пластик в задней части камеры. Через вырез в прижимном столике излучение может достигнуть плёнки, что приведёт к появлению небольшой прямоугольной области засветки в правом нижнем углу кадра. Однако вы можете довольно легко избавиться от этой проблемы следующими способами:
  • приклейте небольшой кусочек алюминиевой фольги на заднюю часть камеры - прямо над местом расположения выреза - инфракрасное излучение не может проникать сквозь металл;
  • производите композицию вашей фотографии так, чтобы небольшой кусочек с засветкой можно было обрезать
Некоторые последние камеры, такие, как EOS 300, также имеют отверстие в прижимном столике. Однако, большая проблема, описанная ниже, с лихвой покрывает эту маленькую.

Большая проблема
Некоторые типы инфракрасных плёнок, используемые со следующими моделями камер EOS, могут подвергаться значительной засветке вдоль нижней границы кадра: EOS 100, EOS 5, EOS 50/E, EOS 500/N, EOS 5000, EOS 30, EOS 300, EOS 3000

В большинстве последних моделей камер EOS используется инфракрасный передатчик и сенсор, чтобы считать дырочки по краю плёнки во время перемотки кадра. Из-за этого становится необязательным использование шестерёнки для протяжки плёнки, а также весь процесс становится значительно тише. Однако инфракрасный передатчик может засветить инфракрасную плёнку. Величина засветки зависит от типа используемой инфракрасной плёнки. Некоторые плёнки засвечиваются только вдоль неиспользуемой области вокруг дырочек с краю, а изображение практически не подвергается засветке. Однако при использовании более чувствительных плёнок засветка может достигать 15% по области изображения.

EOS 1V также использует инфракрасную систему протяжки плёнки, но инфракрасный передатчик специально закрыт так, чтобы инфракрасную плёнку можно было использовать без риска засветки, хотя может быть небольшая полоска засветки вдоль неиспользуемой части.

EOS 10 использует шестерёнку для протяжки плёнки, но совмещает её с инфракрасной системой для подсчёта количества кадров. Эта система спрятана глубоко внутри камеры и не должна повредить плёнку. Однако, есть информация, что старые камеры EOS 10, долго бывшие в употреблении, могут иногда засвечивать плёнку - потому, что инфракрасное излучение проникает сквозь изношенный и расшатанный механизм.

Любая засветка, которая возникает при съёмке этими камерами, появляется вдоль нижней границы кадра. Само инфракрасное устройство, из-за которого происходят все эти проблемы, находится в правом верхнем углу затворного механизма внутри камеры, но объектив формирует перевёрнутое изображение - таким образом, верх становится низом на итоговом изображении.

Разные фотографы получают различный уровень засветки при съёмке на разные типы инфракрасных плёнок с использованием различных моделей камер EOS. Поэтому если вы хотите попробовать снимать на инфракрасную плёнку, то единственное, что можно посоветовать - это убедиться на собственном опыте, есть ли какие-либо проблемы при использовании вашей конкретной инфракрасной плёнки и вашей камеры.

Заметим, что и маленькая, и большая проблемы относятся только к настоящим инфракрасным плёнкам. Всё это не относится к плёнкам Ilford SFX и Konica 750, у которых ограниченная чувствительность к инфракрасному излучению. Эти плёнки можно использовать на всех моделях камер EOS без каких бы то ни было проблем.

Полезная информация
Сэр Фредерик Вильям Хэршел (1738-1822) открыл существование инфракрасного излучения около 1800 года после измерения температуры каждого цвета в спектре после прохождения солнечного света через стеклянную призму. Он обнаружил, что наивысшая температура была в области, начинающейся сразу за красной областью спектра. Он продолжил эксперименты с этими "тепловыми лучами" (позже названными инфракрасными) и открыл, что они отражались, преломлялись, поглощались и передавались точно так же, как и обычные лучи видимого света.

Поначалу инфракрасная фотография использовалась лишь для военных и медицинских целей. Основной причиной появления плёнки Kodak High Speed Infrared была судебная фотография.

Панхроматические плёнки с расширенной чувствительностью к красному - такие, как Ilford SFX и Konica 750 - чувствительны к свету и к небольшому диапазону инфракрасному излучения. Настоящая инфракрасная плёнка - такая, как Kodak High Speed Infrared и Maco IR820c, чувствительна к полному видимому спектру, а также к намного большей части инфракрасного спектра. Обычно при съёмке на такую плёнку используются фильтры, перекрывающие видимый свет.

Мешки для перезарядки плёнки разработаны только для того, чтобы блокировать свет, поэтому многие из них прозрачны для инфракрасного излучения. Чтобы проверить, защитит ли такой мешок вашу плёнку, используйте его, чтобы зарядить, а потом вынуть плёнку под воздействием прямого солнечного света. Если на проявленной плёнке будут видны полоски - такой мешок небезопасно использовать с инфракрасной плёнкой !

При использовании инфракрасной плёнки может оказаться довольно трудным добиться правильной экспозиции. Обязательно записывайте условия экспозиции при съёмке каждого сюжета, чтобы вы могли понять, какая экспозиция требуется при различных типах сюжетов.

Экспериментируйте с помощью различных типов плёнок и фильтров. Из-за того, что результаты, полученные на цветной инфракрасной плёнке, зачастую непредсказуемы, полезно снимать один и тот же сюжет с использованием различных фильтров. Помните - чем сильнее фильтр - тем более впечатляющим будет полученный эффект.

Инфракрасные эффекты могут быть едва видимы, как на этой фотографии заброшенной лодки на Крите.

Выбор плёнки


Фотография сверху снята на плёнку Ilford SFX 200 с использованием фильтра Hoya Red 25A. Зелень и листва хорошо отражают инфракрасное излучение. На фотографии слева показан результат съёмки на обычную чёрно-белую плёнку.

Цветная плёнка
Kodak Ekrachrome Infrared
По состоянию на конец 2000г это единственная цветная инфракрасная плёнка. Это обратимая плёнка, на которой получаются цветные диапозитивы (слайды). Кодак рекомендует заряжать и вынимать плёнку в полной темноте. Плёнка проявляется по стандартному процессу E6. Убедитесь в том, что в вашей процессинговой лаборатории знают, что это инфракрасная плёнка, а также убедитесь в том, что они вообще могут работать с инфракрасной плёнкой. В принципе, плёнку можно проявлять и дома - рекомендуется использовать проявочный бачок из нержавеющей стали, чтобы исключить риск засветки, которая может быть при использовании пластикового бачка.


Обычная плёнка чувствительна к электромагнитным волнам длиной от примерно 250нм до 680нм. Плёнка Ilford SFX обладает чувствительностью до 740нм, а Konica 750 - до 820нм с основным диапазоном чувствительности до 750нм. Настоящая инфракрасная плёнка - такая, как Kodak High-Speed Infrared и Maco IR820c, обладает чувствительностью вплоть до 1000нм.

Чёрно-белая плёнка
Kodak High-Speed Infrared, Maco IR820c
Это единственные чёрно-белые плёнки, присутствующие на рынке на конец 2000г, которые имеют настоящую инфракрасную чувствительность примерно до 1000нм. С ними всегда следует обращаться максимально осторожно, а также заряжать и вынимать из камеры в полной темноте.

Инфракрасные плёнки намного более чувствительны к теплу, чем обычные, поэтому их следует хранить в морозильнике (максимальный срок хранения - 2 года), и вынимать оттуда примерно за 4 часа перед использованием. Для временного хранения вполне может подойти холодильник.

Ilford SFX, Konica 750
Это не настоящие инфракрасные плёнки. Они обладают расширенной чувствительностью по сравнению с обычной плёнкой, так что инфракрасные эффекты менее выражены по сравнению с настоящей инфракрасной плёнкой. У такой плёнки есть определённое преимущество - её можно хранить, заряжать и вынимать так же, как и обычную.

Экспериментируйте с различными плёнками. К примеру, Maco 820c менее зерниста и менее подвержена гало-эффекту по сравнению с Kodak High Speed Infrared.

Чёрно-белую инфракрасную плёнку можно проявлять так же, как и обычную чёрно-белую плёнку. Перед тем, как отдать плёнку в процессинговую лабораторию - убедитесь, что они могут работать с инфракрасной плёнкой. Если вы занимаетесь проявкой дома - знайте, что инфракрасное излучение может проникать сквозь пластиковые бачки для проявки. Либо проявляйте плёнку в таких бачках в комнате с сильно приглушённым светом, либо обзаведитесь бачками из нержавеющей стали.

На инфракрасной плёнке получаются ложные тона или цвета - зачастую получаются довольно впечатляющие результаты. Инфракрасная плёнка также обладает чувствительностью к обычному дневному свету. Чтобы получить наиболее выраженные инфракрасные эффекты, вам следует использовать фильтры, которые блокируют часть либо весь поток видимого света. Выбор фильтра зависит от типа плёнки и от результатов, которые вы хотите получить.

Чёрно-белая фотография
Классические инфракрасные эффекты чёрно-белой инфракрасной фотографии - белая листва и трава и чёрное небо. Пейзажи кажутся лунными, или как бы покрытыми снегом. Тональность кожи также приобретает белый оттенок, всё выглядит призрачным.

Чёрно-белая инфракрасная плёнка чувствительна к синему, зелёному и красному цвету, а также к инфракрасному излучению. Если снимать без фильтра, блокирующего видимый свет, результаты будут очень похожи на обычные чёрно-белые фотографии. Вам нужно использовать красный фильтр, чтобы на плёнку попадал только красный свет "с краю" видимого диапазона, и, конечно же, инфракрасное излучение.

Настоящий инфракрасный фильтр - такой, как Wratten 88A или 87 - непрозрачный. Он блокирует весь видимый свет и даёт наиболее впечатляющие результаты. Так как фильтр непрозрачен, вы ничего не можете увидеть в видоискатель, так что поставьте камеру на штатив, произведите композицию и фокусировку, а затем присоедините фильтр. Затем переключите объектив в режим ручной фокусировки, чтобы камера не пыталась фокусироваться заново. Вам также будет нужно переключиться в ручной режим экспозиции и установить выдержку и диафрагму вручную.

Таблица экспозиции для чёрно-белой инфракрасной плёнки Kodak High Speed Infrared с фильтром Wratten 29

Прямой солнечный свет - 1/125 секунды при f/11
Лёгкая дымка (очень слабые тени) - 1/60 секунды при f/11
Небольшая облачность (без теней) - 1/60 секунды при f/8

Съёмка на плёнку Kodak High Speed Infrared с использованием фильтров Wratten 25 (красный фильтр, кадр слева) и Wratten 87 (инфракрасный непрозрачный фильтр, кадр справа).

Цветная фотография
Цветная инфракрасная плёнка также обладает чувствительностью и к видимому, и к инфракрасному излучению. При съёмке на цветную инфракрасную плёнку использовать фильтры необязательно, но вы можете получить интересные эффекты, если будете снимать с жёлтым, оранжевым, зелёным, синим или красным фильтрами.

Так как эти фильтры не должны быть такими же тёмными, как те, что рекомендуются для чёрно-белой инфракрасной фотографии, то можно пользоваться автофокусировкой и автоматическим экспозамером - будьте готовы экспериментировать. Используйте брекетинг до тех пор, пока у вас не будет уверенности, что вы сразу получите лучшие результаты.

Если фильтр на просвет выглядит абсолютно непрозрачным - он не подходит для съёмки на цветную инфракрасную плёнку.

Пейзаж, снятый на цветную плёнку. На фотографии слева вверху - на обычную цветную плёнку Kodak. Остальные три фотографии - на Kodak Ektachrome Infrared с тёмно-жёлтым и градиентным синим фильтрами (вверху справа), тёмно-жёлтым фильтром (внизу справа) и оранжевым фильтром (внизу слева).

Первые шаги к успеху
Гэвин Ригли специализируется на цветной инфракрасной съёмке - некоторые из его фотографий показаны выше. Вот его советы начинающим:

Основной фильтр для цветной инфракрасной фотографии - Wratten No.12 (тёмно-жёлтый). Вы можете использовать и другие фильтры - либо сами по себе, либо в комбинации с No.12, но в итоге в комбинации фильтров всегда должно быть немного жёлтого (оранжевый и зелёный содержат жёлтый).

Kodak рекомендует, чтобы при съёмке на Ektachrome вы устанавливали чувствительность ISO 200. Я предпочитаю ISO 250, а некоторые люди рекомендуют ISO 320. Если вы начнёте снимать при ISO 250 и будете делать брекетинг с тремя кадрами, то должны получить прекрасные результаты. Я всегда вручную произвожу экспозамер с установленным фильтром Wratten No.12, а затем использую полученные результаты для всех остальных фильтров. Такой подход даёт мне неизменно хорошие результаты.

Kodak рекомендует делать брекетинг из пяти кадров, чтобы получить хороший результат. Я делаю три - потому, что так тратится меньше плёнки. Если цена играет для вас большую роль, установите ISO 250 и снимайте на плёнку только один кадр.


На этой диаграмме показано, как цветная инфракрасная плёнка производит ложные цвета. Плёнка отображена в слоях C, D и E. Эти слои чувствительны к инфракрасному/синему, зелёному/синему и красному/синему соответственно. Если используется жёлтый фильтр, он блокирует почти весь синий свет и это означает, что синий свет не сможет проникнуть сквозь фильтр и экспонировать плёнку. Зелёный свет экспонирует зелёный слой (D), красный свет - красный слой (E), а инфракрасное излучение - инфракрасный слой (C).

Когда плёнку проявляют, в слоях формируются красители - пропорционально экспозиции. При съёмке на обычную слайдовую плёнку наша цель - воспроизвести красителями оригинальные цвета композиции. А когда мы фотографируем инфракрасное излучение, никакого оригинального цвета воспроизвести мы не можем, так что взамен него используется ложный цвет. Красители голубого, жёлтого и фиолетового цветов формируются в слоях F, G и H, которые в комбинации создают красный там, где плёнку экспонировало инфракрасное излучение, чёрный - там, где объект съёмки был синим (помните, что свет от синих частей сюжета не доходил до плёнки), синий - там, где объект съёмки был зелёным и зелёным - там, где он был красным.

Фокусировка
Объективы фокусируют инфракрасное излучение не в той же плоскости, что и лучи света. При фотографировании на чёрно-белую инфракрасную плёнку видимый свет отфильтровывается и на плёнку попадает только инфракрасное излучение. Это означает, что вам нужно произвести небольшую корректировку фокуса.

Некоторые объективы Canon EF имеют маркировку инфракрасной фокусировки - небольшую красную точку или линию немного правее основной фокусировочной отметки. Чтобы произвести фокусировку для инфракрасной фотографии, сфокусируйтесь как обычно, а затем переключитесь в ручной режим и посмотрите на значение фокусировки. Далее немного скорректируйте фокусировку с помощью поворота фокусировочного кольца до тех пор, пока ваше первое расстояние фокусировки не совпадёт с красной точкой или линией.

Красные линии справа от основной метки фокусировки - метки для инфракрасной фокусировки. Их там несколько - потому, что это зум-объектив и плоскость фокусировки зависит от фокусного расстояния. Скорректируйте фокусировку, как описано выше. При съёмке на цветную инфракрасную плёнку корректировать фокусировку не требуется !

Не волнуйтесь, если у вашего объектива нет такой инфракрасной отметки фокусировки. В режиме ручной фокусировки просто поверните фокусировочное кольцо, чтобы сфокусироваться на точку чуть ближе, чем объект съёмки.

Экспозиция
Встроенный экспонометр вашей камеры EOS измеряет интенсивность светового потока, а не инфракрасного излучения. Измерение интенсивности света, отражённого от объекта съёмки - не очень хорошее средство для определения интенсивности отражённого инфракрасного излучения, так что определить правильную экспозицию не так-то просто.

Основные проблемы начинаются при использовании настоящих инфракрасных плёнок от Kodak и Maco. В данном случае нужно оценить интенсивность излучения только инфракрасного диапазона, так что измерение интенсивности видимого света не обеспечит нам точную экспозицию. Чтобы можно было с чего-то начать, Kodak предлагает использовать свои данные экспозиции для чёрно-белой плёнки Kodak High Speed Infrared с использованием фильтра Wratten 29 - экспозиция при прямом солнечном освещении составляет 1/125с при f/11, при лёгкой дымке (присутствуют слабые тени) - 1/60с при f/11, и при облачности (без теней) - 1/60с при f/8. Как бы то ни было, чтобы добиться удовлетворительных результатов, лучше всего применять брекетинг - делайте один кадр при рекомендуемых установках экспозиции, другой на ступень ярче, а третий на ступень темнее. Это можно сделать с помощью компенсации экспозиции, либо с помощью автоматического брекетинга (AEB), если ваша камера EOS имеет такую функцию.

Инфракрасные чёрно-белые плёнки Ilford и Konica, а также цветные инфракрасные плёнки, можно экспонировать в соответствии с показаниями экспонометра камеры, так как эти плёнки очень сильно реагируют на видимый свет вдобавок к инфракрасному излучению. Но даже в таком случае рекомендуется использовать брекетинг до тех пор, пока вы не будете полностью уверены в результатах.

Когда и что фотографировать
Инфракрасное излучение в различной степени присутствует днём, и различные предметы по-разному и в разной степени отражают его. Инфракрасная плёнка регистрирует это отражённое излучение. Камень и кирпич отражает инфракрасное излучение довольно слабо, так что результаты съёмки на инфракрасную плёнку замков и церквей могут быть очень похожи на результаты, полученные с помощью обычной чёрно-белой плёнки.

Большинство видов растений и листвы очень сильно отражает инфракрасное излучение. На обычной чёрно-белой фотографии трава выглядит довольно тёмной - потому, что она отражает очень небольшое количество видимого света. Однако на инфракрасной фотографии трава и листья выглядят белыми, как снег - потому, что они очень сильно отражают инфракрасное излучение. Съёмка зданий, увитых плющом или другими вьющимися растениями, может дать довольно интересные результаты.

Люди также являются хорошими объектами для инфракрасной съёмки -кожа становится очень бледной.

Сильный солнечный свет содержит в себе очень большое количество инфракрасного излучения, так что хороший летний день - отличное время для инфракрасной фотографии, особенно, если в это время года есть большое количество листвы. Облака поглощают инфракрасное излучение, так что в условиях облачности выдержка может быть очень длинной, а инфракрасные эффекты - слабыми.

Хорошо снимать в часы после рассвета и перед закатом - потому, что солнце находится под низким углом к горизонту. Однако, в отличие от обычной фотографии, полдень - также хорошее время выбраться на природу с инфракрасной плёнкой, потому что солнце, находящееся высоко в небе, несколько увеличивает разницу в тональности объектов.

Импульс вспышки содержит большое количество инфракрасного излучения, так что вы можете поэкспериментировать с заполняющей вспышкой при съёмке как в помещении, так и снаружи.

Полезные ссылки
www.coolmint.co.uk/infrared
Немного хорошей базовой информации об использовании инфракрасной плёнки, а также коллекция изображений

www.a1.nl/phomepag/markerink/mainpage.htm
Большое количество детализированной информации по специфике применения инфракрасной плёнки

www.mat.uc.pt/~rps/photos/FAQ_IR.html
Часто задаваемые вопросы - великолепная информация для начинающих и продвинутых фотографов

Фотографии - Trevor Payne, Michael Cole, Michael Collins, Gavin Wrigley.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков