EOS Техника  

Блокировка зеркала

Преимущества съёмки с функцией блокировки зеркала становятся заметны только при съёмке с большим увеличением.

Когда вы смотрите в видоискатель вашей камеры EOS, вы видите предмет съёмки через объектив. Такова конструкция камеры - внутри неё находится зеркало, отражающее свет от объектива в сторону фокусировочного экрана, и уже на нём формируется изображение.

Зеркало располагается между объективом и плёнкой (цифровым сенсором), так что перед самой съёмкой оно должно быть полностью убрано с пути прохождения света. Именно это и происходит, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора. Зеркало, закреплённое на шарнире, поднимается вверх и закрывает фокусировочный экран (см. диаграмму). После того, как кадр снят, зеркало возвращается в исходное положение.

В зеркальной однообъективной камере, как следует из названия, используется только один объектив - как для того, чтобы вы могли видеть предмет съёмки в видоискатель, так и для самой съёмки. В процессе съёмки кадра зеркало поднимается и закрывает фокусировочный экран - именно поэтому в этот момент видоискатель затемняется.

Всё это происходит за долю секунды. Две вещи характерны для зеркальных однообъективных камер: во-первых, вы слышите явный глухой звук удара - это зеркало поднимается и падает обратно на своё место; во-вторых, в процессе съёмки пропадает изображение в видоискателе.

Потенциальной проблемой этого механизма является то, что перемещение зеркала может растрясти камеру. Когда поднимающееся зеркало ударяет по области под фокусировочным экраном, по всей камере распространяются вибрации, которые нам совершенно не нужны при съёмке. Удар зеркала в камерах EOS очень хорошо смягчается - в конце своего движения зеркало движется медленнее и ударяется о специальную подушечку, которая абсорбирует большую часть вибраций. Для подавляющего числа сюжетов это означает, что вам не о чем беспокоиться и перемещение зеркала никаких проблем не вызовет.

Тем не менее, эти микровибрации могут влиять на качество фотографий, к примеру, при макросъёмке с большим увеличением - особенно, когда выдержка составляет 1/2с или больше. Ухудшение качества может возникнуть при использовании удлинительных колец, макрообъективов или других аксессуаров для макросъёмки при естественном освещении.

Если вы хотите заняться макросъёмкой - вам лучше использовать камеру EOS, в которой есть функция блокировки зеркала. С помощью этой функции вы сможете сделать кадр тогда, когда все вибрации уже угасли.

Эта фотография осенних листьев была сделана объективом EF 100mm Macro - впрочем, не с самым большим увеличением. Вряд ли функция блокировки зеркала очень сильно улучшила результат, но, по крайней мере, вы можете быть уверены, что хуже не стало.

При обычной съёмке зеркало поднимается вверх за долю секунды до открытия затвора. В процессе съёмки по камере могут распространяться вибрации.

Функция блокировки зеркала разделяет во времени момент перемещения зеркала и момент срабатывания затвора. После того, как зеркало поднялось вверх, проходит некоторое время, за которое устраняются все возможные вибрации, вызванные движением зеркала, после чего можно произвести съёмку.

Функция блокировки зеркала доступна только в камерах EOS, ориентированных на профессионалов или энтузиастов (к примеру, камеры 1, 3, 5, 30, 50й серий), включается она через Custom Function. Функцию следует использовать только для фотографии с высоким увеличением - конечно же, когда камера установлена на штативе. В этой функции нет никакого смысла, если вы занимаетесь съёмкой обычных сюжетов - даже если камера установлена на штативе.

От функции не будет вообще никакого толка, если вы фотографируете с рук. Эффект тряски от того, что вы держите камеру в руках, будет намного сильнее возможных вибраций от зеркала.

В процессе съёмки камера должна оставаться совершенно неподвижной - ничего хорошего не выйдет, если вы не будете использовать, к примеру, хороший прочный штатив. Ещё есть риск тряски камеры в процессе того, как вы нажимаете кнопку спуска затвора своей рукой. Обязательно пользуйтесь спусковым тросиком. В крайнем случае, при отсутствии тросика пользуйтесь функцией таймера - съёмка будет производиться через 2с или 10с после нажатия кнопки спуска затвора.

Если у вашей камеры есть функция блокировки зеркала - попробуйте сделать ряд тестовых кадров с применением этой функции и без неё, чтобы проверить, насколько она окажется для вас полезной. Сравните полученные результаты - посмотрите, насколько на фотографиях будет отличаться резкость.

Как пользоваться блокировкой зеркала
Функция блокировки зеркала включается и используется разнообразными способами - это зависит от модели камеры EOS.

Первый способ: установите таймер (если ваша камера оборудована такой функцией) на 2с или 10с задержку (двух секунд будет вполне достаточно, чтобы все вибрации стихли). Нажмите кнопку спуска затвора - зеркало немедленно поднимется. Съёмка будет произведена сразу после истечения таймера.

Второй способ: нажмите кнопку спуска затвора, чтобы поднять зеркало (рекомендуется пользоваться спусковым тросиком). Уберите палец с кнопки спуска затвора - зеркало останется в поднятом положении. Начиная с этого момента, в видоискателе видеть вы уже ничего не будете. Подождите две-три секунды, чтобы все возможные вибрации стихли. Нажмите кнопку спуска затвора второй раз, чтобы произвести съёмку. Если вы второй раз не нажмёте кнопку спуска затвора, через 30с зеркало вернётся в исходное положение.

Помните, что функцию необходимо отключить, чтобы вернуть камеру в нормальный режим съёмки.

Фиксированное зеркало
Некоторые камеры EOS успешно обходят проблему возникновения вибраций от зеркала, применяя специальное полупрозрачное плёночное зеркало.

Это зеркало на самом деле только наполовину покрыто отражающим серебряным составом. Часть света оно отражает вверх к фокусировочному экрану, а оставшийся световой поток проходит к плёнке (цифровому сенсору).

Такое зеркало было применено впервые в камере Canon Pellix в 1965г. Особого фурора она не вызвала, так как света сквозь зеркало проходило очень мало, да и в видоискателе изображение было довольно тёмным.

Второй раз зеркало увидело свет в камере EOS RT в 1989г (уже снята с производства) и в EOS 1N RS в 1994г. Благодаря усовершенствованиям уже 35% светового потока направлялось вверх на фокусировочный экран, а остаток направлялся на плёнку. Хотя на словах кажется, что в видоискатель попадало не так уж и много света, на практике изображение в видоискателе было лишь чуть-чуть темнее, чем у камер с обычным зеркалом.

Помимо устранения тряски зеркала, в этих камерах есть и другие преимущества - изображение в видоискателе не затемняется в момент съёмки - то есть, вы можете видеть объект съёмки прямо в тот момент, когда происходит экспозиция. Это крайне полезная функция для спортивных фотографов; камера работает тише; появляется возможность более высокоскоростной съёмки - вплоть до 10 кадров в секунду у EOS 1N RS. Тем не менее, в области высокоскоростной съёмки прогресс не стоит на месте и уже сейчас выпускается цифровая камера Canon EOS-1D Mark III со скоростью съёмки 10 полных кадров в секунду (10мпикс).

Про недостатки камер с таким зеркалом уже всё сказано - немного более тёмное изображение в видоискателе и эффективная чувствительность плёнки понижается практически на ступень. Кроме того, плёночное зеркало крайне чувствительно к внешним воздействиям - любая грязь или пыль на нём моментально скажется на качестве конечного полученного изображения.

Что, если у меня нет этой функции ?

Если у вас нет функции блокировки зеркала - пользуйтесь вспышкой. Она "заморозит" предмет съёмки и сможет устранить эффект тряски от зеркала.

Большинству фотографов никогда в жизни не потребуется пользоваться этой функцией - она необходима только для экстремальной макрофотографии при очень больших выдержках. Даже если этой функции у вас нет, механизм внутри камеры EOS максимально смягчит удар зеркала.

Ещё раз - функция блокировки зеркала помогает устранить лишь вибрацию, возникающую при перемещении зеркала. Она никоим образом не поможет вам, если движется или трясётся ваша камера или объект съёмки.

Универсальным решением проблемы вибрации и перемещения является использование вспышки. Кратковременный импульс света длится менее, чем 1/1000с (а зачастую ещё меньше). Этого хватит, чтобы "заморозить" тряску камеры при съёмке с рук и перемещение даже самых бойких насекомых.

Фотографии - Martin Kibble, Trevor Payne.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков