EOS Техника  

Ночная съёмка

Довольно недавно в камерах EOS появился ночной режим PIC. Первыми камерами с этим режимом были EOS IX и EOS 500N.


Режим ночной съёмки может быть использован как со встроенной вспышкой, так и с внешней Speedlite, присоединённой к камере. Вспышка Speedlite более мощна, чем встроенная, так что она лучше в ситуациях, когда основной объект съёмки не заполняет кадр. Такой же совет можно дать для съёмки на длинных выдержках в режиме приоритета диафрагмы. Этот же результат можно получить установкой выдержки и диафрагмы в ручном режиме - вы можете выбрать такую комбинацию диафрагмы и выдержки, которая вам требуется - при этом экспозиция вспышки будет рассчитываться автоматически. Преимущество ручного режима состоит в том, что вы можете выбрать подходящую выдержку - как в данном случае. Выдержка составила 1/15с, чтобы получить эффект размазанности на фонарях на заднем плане этой карусели. Эффект был усилен с помощью съёмки с проводкой - во время экспозиции камера перемещалась, чтобы главный объект съёмки оставался в центре кадра. Режим ночной съёмки (как и режим приоритета диафрагмы) дал бы более длинную выдержку, которая не подходит для создания этого эффекта.

Режим ночной съёмки сделан, чтобы помочь вам делать ночные фотографии со вспышкой. Когда вы фотографируете со вспышкой в большинстве других режимов, камера устанавливает короткую выдержку (1/60с или ещё короче). При такой выдержке практически нет риска испортить фотографию из-за тряски камеры. Однако при выдержке 1/60с ваши фотографии со вспышкой будут иметь чёрный фон, так как проходит слишком мало времени, чтобы слабый естественный фоновый свет мог адекватно экспонировать плёнку.

Чтобы понять, как работает режим ночной съёмки, вам нужно знать, что экспозиция вспышки определяется двумя параметрами - диафрагмой и мощностью вспышки. А экспозиция естественного освещения, с другой стороны, определяется диафрагмой и выдержкой.

Выдержка не имеет никакого влияния на экспозицию вспышки. Это потому, что длительность импульса вспышки очень мала - 1/1000с или даже ещё короче - так что одинаковое освещение от вспышки достигнет плёнки как при выдержке 1/60с, так и при 6 секундах.

Освещение вспышки падает с расстоянием, так что хотя близлежащие объекты и будут освещены вспышкой, до более дальних она не достанет.

В большинстве режимов съёмки камера попытается сбалансировать экспозицию вспышки и фонового освещения - но только тогда, когда света достаточно для съёмки с рук. Если экспозиция естественного освещения падает ниже EV 10 (эквивалентно экспозиции 1/60с при f/4), камера начинает игнорировать её и концентрируется лишь на экспозиции вспышки. Это может означать, что фон будет недоэкспонирован (станет чёрным на фотографии), хотя главный объект съёмки будет корректно экспонирован вспышкой.

Решение - заставить камеру установить более длинную выдержку, чтобы быть уверенным, что фон корректно экспонируется естественным освещением. Именно это и делает режим ночной съёмки.

Конечно, если фон очень тёмный, даже длинная выдержка не обеспечит достаточную экспозицию, чтобы были видны все детали, так что режим ночной съёмки действительно может быть полезен только там, где если достаточное естественное освещение - городские огни, или, как на иллюстрации, карусель.

Установка режима ночной съёмки
Режим ночной съёмки очень просто установить. Просто поверните колесо выбора режимов в положение с пиктограммой человека со звёздочкой.

Держите камеру ровно
Режим ночной съёмки должен быть использован только в том случае, если камера установлена на штатив или другую прочную опору. Это потому, что камера может установить достаточно длинную выдержку - и эффект тряски камеры станет очень заметен на ваших фотографиях, если вы будете держать камеру руками при таких выдержках.

Очень хорошая идея - использовать пульт управления, когда камера находится на штативе - это ещё более уменьшит эффект перемещения камеры.

Замечания о вспышке
Режим ночной съёмки эффективен только со вспышкой - либо встроенной, либо внешней Speedlite. Если вы используете этот режим без вспышки - результат будет таким же, как при использовании полностью автоматического режима.

Основной объект съёмки должен находиться в пределах действия вспышки, чтобы режим ночной съёмки был вам полезен. Это расстояние зависит от мощности (ведущего числа) вспышки, а также от чувствительности плёнки. Чем больше ведущее число и/или светочувствительность плёнки, тем больше максимальное рабочее расстояние. Как правило, чтобы встроенная вспышка смогла обеспечить достаточное освещение, основной объект съёмки должен быть в пределах 3м от камеры. Также рекомендуется использовать плёнку с чувствительностью ISO 400 или выше.

Если ваш основной объект съёмки - человек, попросите его не двигаться некоторое время после того, как сработает вспышка - затвор может оставаться открытым в течение секунды или двух, чтобы фон проработался. Небольшие перемещения людей во время длинной экспозиции обычно не имеют большого значения, но вы точно заметите результат, если они будут ходить от одного края кадра до другого во время экспозиции !

Альтернативные варианты
Ночной режим хорошо делает свою работу, но он есть не на всех камерах EOS. Альтернатива - использовать вашу камеру в режиме приоритета диафрагмы. Когда вы используете вспышку в этом режиме, камера всегда будет устанавливать такую выдержку, чтобы получить корректную экспозицию при фоновом освещении; экспозиция вспышки так же будет правильной для основного объекта съёмки. Работайте с камерой на штативе, так как экспозиция может длиться несколько секунд.

Вы можете спросить - в чём, собственно, состоит разница между режимом приоритета диафрагмы и режимом ночной съёмки ? На самом деле, большой разницы нет - за исключением того, что в режиме ночной съёмки встроенная вспышка срабатывает автоматически. В режиме приоритета экспозиции вам нужно активизировать встроенную вспышку вручную.

Что такое режимы PIC ?
Режимы программного управления экспозицией (Program Image Control) есть на многих камерах EOS. В каждом режиме камера устанавливает за вас все параметры съёмки - и вам остаётся только навести камеру на сюжет и снять его. Режимы PIC похожи на режим полностью автоматической съемки - за исключением того, что они подстраивают параметры с учётом особенностей сюжета. Всё, что вам нужно сделать - выбрать режим PIC, который больше всего подходит сюжету, который вы фотографируете.

Режимы PIC разработаны с учётом "защиты от дурака". С другой стороны, неудобство состоит в том, что в этих режимах параметры съёмки никогда не принимают граничные значения. Режимы PIC идеальны для моментальной фотографии, когда у вас нет времени на подстройку всех параметров съёмки, но они не подходят вам, если вы хотите создать определённый эффект с помощью выдержки или диафрагмы.

Также режимы PIC не дают вам изменять продвинутые установки типа компенсации экспозиции или брекетинга; и вы не можете управлять действием встроенной вспышки.

Вам нужно повернуть колесо выбора режимов в творческую зону, чтобы получить полный контроль над съёмкой.

Функции камер
В некоторых новых моделях камер EOS есть режим ночной съёмки. В камерах EOS 300, EOS 500N, EOS IX, а также EOS IX имеется 5 режимов PIC, включая режим ночной съёмки.

В камерах EOS 600 и EOS 700 есть режим PIC, называемый режимом съёмки в помещении. Это не то же самое, что режим ночной съемки. Когда эти камеры используются со вспышкой, они делают два экспозамера - фоновый экспозамер естественного освещения (основанный на скорости синхронизации вспышки - обычно 1/60с), и экспозамер вспышки (с использованием предварительного импульса низкой мощности) для основного объекта съёмки. В большинстве других режимов при использовании вспышки предпочтение отдаётся маленькой диафрагме, в то время как в режиме съёмки в помещении используется открытая диафрагма, чтобы фон на плёнке лучше проработался. Однако, так как выдержка не устанавливается длиннее, чем 1/60с, этот режим не может дать такую же экспозицию фона, как режим ночной съёмки.

Что устанавливает камера
Предпочтение параметров экспозиции - отсутствует
Режим фокусировки - один кадр
Протяжка плёнки - один кадр
Экспозамер - оценочный
Вспышка - включена

Режим ночной съёмки не имеет предпочтений в установке диафрагмы - широкой или узкой. Однако, он устанавливает такую выдержку, которая даст корректную экспозицию для фона.

Фокусировка устанавливается в однокадровый режим. Другими словами, объектив один раз фокусируется на основном объекте съёмки и фокусировка фиксируется. Убедитесь в том, что камера сфокусировалась на основном объекте съёмки, а не на фоне. В условиях низкой освещённости будет работать фокусировочная подсветка (если камера оборудована такой функцией), чтобы помочь системе автофокусировки. Если камера не может сфокусироваться, переместите переключатель фокусировки сбоку объектива из положения "AF" в положение "M" - и сфокусируйтесь вручную.

Оценочный экспозамер производит множество измерений силы света в различных частях кадра, чтобы получить правильно экспонированную фотографию.

Встроенная вспышка срабатывает всегда - если только к камере не присоединена внешняя вспышка Speedlite. Режим ночной съёмки также хорошо работает с использованием внешней вспышки.

Какой объектив использовать
Теоретически, в режиме ночной съёмки можно использовать любой объектив. Впрочем, помните, что основной объект съёмки должен находиться в пределах действия вспышки - а это может быть невозможно при использовании телеобъектива.

Обычно для режима ночной съёмки можно рекомендовать использовать стандартный зум-объектив, установленный на фокусное расстояние между 35мм и 100мм. Широкоугольная установка (в районе 35мм) сделает основной объект съёмки доминирующим в кадре, в то же время фон сюжета всё ещё будет виден.

Понять жаргон
Режим приоритета диафрагмы - режим съёмки, доступный в большинстве камер EOS. Он позволяет вам выбрать диафрагму, а камера автоматически выберет выдержку для корректной экспозиции.

Две экспозиции в одной

Когда вы фотографируете кого-нибудь ночью на открытом воздухе, у вас часто может получаться результат, как на первой иллюстрации (слева). Человек корректно экспонирован вспышкой, но фон на этой фотографии чёрный. Это потому, что огни на заднем плане не такие яркие, чтобы зафиксироваться на плёнке при выдержке 1/90с и диафрагме f/4.5, с которыми был сделан этот кадр.

На второй фотографии (в центре) показано, как можно запечатлеть фон, если вы увеличите выдержку до 1.5с при той же диафрагме. При съёмке этого кадра вспышка не использовалась.

Если вы совместите экспозицию вспышки с экспозицией фона - вы можете получить хорошо сбалансированную фотографию (внизу), на которой хорошо проработался и основной объект съёмки, и фон. Режим ночной съёмки PIC даёт вам простой способ получения таких фотографий - просто устанавливайте этот режим и снимайте. Но помните - вы должны использовать штатив !

Фотографии - Trevor Payne.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков