EOS Техника  

Открытая вспышка

Вам совершенно не нужно иметь кучу вспышек для одновременного освещения множества мест. Вот способ, который даст вам практически такой же результат, но за меньшие деньги.


Чтобы сделать эту фотографию, была применена техника открытой вспышки. Камера EOS 1N с объективом 20мм была установлена в режим "Bulb" и затвор открылся. Фотограф двигался вокруг надгробий, освещая их вспышкой Speedlite 540EZ. Перед каждым освещением он помещал перед вспышкой цветной гелевый фильтр. Посчитайте цвета на фотографии и вы увидите, сколько раз срабатывала вспышка.

Как это работает ?
Фотографии в этой статье показывают творческое применение техники, которая имела вполне практическое применение.

Представьте, что вам надо сделать фотографию, на которой показана мебель и оформление большой комнаты в старом доме - скажем, в имении. В комнату поступает совсем немного дневного света, так что вам нужно будет принести осветительные приборы с собой. Тем не менее, чтобы осветить всю комнату, потребуется большое количество осветительных приборов.

Но почему бы вместо одновременного применения множества осветительных приборов нам не воспользоваться всего одним, используя его многократно ? Если вы используете постоянный источник света - такой, как лампу с отражателем, эта техника называется "рисование светом". Всё, что нужно сделать - открыть затвор камеры, включить лампу и начать двигаться, чтобы освещать различные области одну за другой. Если вы постоянно двигаетесь, не имеет большого значения, что вы попадетё в поле зрения объектива - вы не будете стоять на одном месте достаточно долго, так что ваше изображение просто не успеет зафиксироваться на плёнке.

Лампы достаточно большие по размеру, нуждаются в электричестве и очень сильно нагреваются. Так почему бы вместо них не использовать электронную вспышку ? Опять же, вы открываете затвор камеры и двигаетесь по комнате, освещая вспышкой разные области. Совершенно не нужно, чтобы вспышка была подсоединена к камере. Вы просто нажимаете кнопку теста на задней части вспышки. Эта техника называется открытой вспышкой.

Немного истории
Термин "открытая вспышка" датируется ранними днями фотографии. Вначале все фотографии делались с помощью дневного света - он был единственным достаточно ярким источником освещения, чтобы получать результаты на плёнках, которые в те времена обладали довольно низкой светочувствительностью. Даже первые фотостудии полагались на дневной свет, падающий из окон и стеклянных крыш и освещающий сюжет.

Тем не менее, прошло немного времени и фотографы начали искать альтернативный источник света, доступный в требуемый момент, который мог бы быть использован как в помещении, так и снаружи - ночью. Этим решением был магний. В форме ленты, фольги или порошка, этот металл сгорает, испуская яркий белый свет. Если металл сгорает, пока затвор камеры открыт, он обеспечивает достаточное количество света для экспозиции.

Техника состояла в том, что нужно было сначала открыть затвор, потом зажечь магний, подождать, пока он сгорит (обычно это занимало всего лишь долю секунды), и в конце-концов закрыть затвор. Отсюда и термин - открытая вспышка.

Магниевый порошок заменил собой используемые ленту и фольгу. Небольшое количество насыпалось в длинный, тонкий желобок с приделанной к нему ручкой, чтобы его можно было держать над камерой. Курок на ручке активизировал колёсико и кремень. Их трение создавало искру, которая поджигала порошок.

Однако этот метод фотографии со вспышкой был недружелюбным к фотографу. Магниевый порошок, в сущности, является взрывоопасным и способен причинить серьёзные ожоги и увечья. Ранние выпуски Фокальной Энциклопедии Фотографии включали в себя совет "держите желобок достаточно далеко от занавесок и мебели, и уберите или прикройте всё ценное". Вторая часть совета была обязательной, потому что сгорающий порошок оставлял после себя мелкую пыль, которая покрывала всё, до чего могла долететь.

Большинство этих проблем были решены путём помещения "взрыва" внутрь стеклянной колбы. Колбы-вспышки оказались очень популярны и использовались на протяжении многих лет. Их основным недостатком было то, что они были одноразовыми, что увеличивало цену каждого кадра со вспышкой. Кроме того, колба была очень горячей – не следовало к ней прикасаться сразу после экспозиции !

Электронная вспышка преодолела все эти недостатки. Вы можете делать сотни снимков с одной вспышкой, и она нагреется очень незначительно. Кроме того, обеспечивается довольно высокий уровень взаимодействия между камерой и вспышкой.

Какая вспышка ?
Вы можете использовать любую вспышку для такой фотографии. Она даже может не быть вспышкой Canon Speedlite, так как вспышка не подсоединяется к камере и никакого взаимодействия быть не может. Единственное требование - это кнопка тестирования вспышки. Эта функция имеется на каждой вспышке, которую мы тестировали. Часто, как на Speedlite, она совмещена с индикатором готовности вспышки. Нажмите на кнопку с индикатором готовности и вспышка сработает. Если вы будете давать вспышке полностью зарядиться (подождите, пока опять не загорится индикатор готовности), вспышка будет срабатывать каждый раз на полную мощность.

Какая камера ?
Чтобы использовать технику открытой вспышки, камера должна иметь две функции - режим "Bulb" и возможность работы с внешним пультом.

Когда устанавливается режим "Bulb", нажатие кнопки спуска затвора открывает затвор. Он остаётся открытым до тех пор, пока вы не уберёте палец с кнопки. Этого режима нет на камерах EOS 750 и 850.

Вы не можете держать свой палец на кнопке спуска затвора и одновременно бегать со вспышкой. Внешний пульт управления, подсоединённый к соответствующему разъёму на камере, позволяет фиксировать затвор в открытом положении на такое время, которое вам требуется.

Камеры EOS 10, 100 и 1000-й серии не имеют разъёма для пульта управления.

Несколько лет назад производился аксессуар, который позволял использовать механический пульт управления с этими камерами. Механические пульты привинчиваются к кнопке спуска затвора и позволяют фиксировать затвор в открытом положении. Эти аксессуары больше не доступны для EOS 1000-й серии камер и очень труднодоступны для камер EOS 10 и 100.

Установка режима "Bulb"
EOS 1, 1N, 1N RS, 1V, 1D, 3: удерживая кнопку выбора режима, поворачивайте колёсико выбора до тех пор, пока на панели не высветится "Bulb". Отпустите кнопку выбора и выберите диафрагму, поворачивая колёсико быстрого выбора (убедитесь, что переключатель колёсика быстрого выбора находится в положении "I").

EOS 100, 30, 33, 50, 50E, D30, D60: поверните колесо выбора режимов на "M", затем поворачивайте колёсико выбора до тех пор, пока на панели не высветится "Bulb" (сразу после установки выдержки на 30 секунд). Выберите диафрагму, поворачивая колёсико быстрого выбора (убедитесь, что переключатель колёсика быстрого выбора находится в положении "I").

EOS 1000-й серии, 300, 3000, 3000N, 500, 500N, 5000, IX, IX7: поверните колесо выбора режимов на "M", затем поворачивайте колёсико выбора до тех пор, пока на панели не высветится "Bulb" (сразу после установки выдержки на 30 секунд). Выберите диафрагму, поворачивая колёсико выбора, одновременно удерживая кнопку экспокоррекции (AE Lock на EOS 10; кнопка частичного экспозамера на EOS 5000). Кнопка экспокоррекции также известна как кнопка коррекции диафрагмы (Av ±).

EOS 600, 620, 650, RT: поверните колесо выбора режимов на "M", затем поворачивайте колёсико выбора до тех пор, пока на панели не высветится "Bulb" (сразу после установки выдержки на 30 секунд). Выберите диафрагму, поворачивая колёсико выбора, одновременно удерживая кнопку ручной установки диафрагмы.

EOS 700: установите селектор режимов на сторону B и поверните его в положение "B". Диафрагма фиксируется на f5.6.

Пульты управления
Remote Switch RS-80N3: EOS 1V, 1D, 3, D30, D60, D2000
Timer Remote Controller TC-80N3: EOS 1V, 1D, 3, D30, D60, D2000
Remote Switch RS-60E3: EOS 30, 33, 300, 3000, 3000N, 50, 50E, 500, 500N, 5000
Remote Switch RS-60T3: EOS 1, 1N, 1N RS, 5, 600*, 620*, 650*, RT*
(* - только с ручкой поддержки Grip GR20)

Правильная экспозиция
Если вы всегда полагались на ваш EOS на счёт правильной экспозиции со вспышкой, ваши первые попытки "открытой вспышки" могут дать пугающие результаты. Камера не подсоединена ко вспышке, так что она не может контролировать её мощность. Вспышка всегда будет срабатывать на максимальной мощности.

Тем не менее, правильную экспозицию получить довольно просто, если вы знаете ведущее число вашей вспышки. Его можно найти в руководстве по эксплуатации. Ведущее число обычно даётся для плёнки с чувствительностью ISO 100 и расстояние измеряется в метрах. Если вы используете плёнку с чувствительностью ISO 200, просто умножьте ведущее число на 1.414. Если вы используете плёнку с чувствительностью ISO 400, удвойте ведущее число.

Большинство Speedlite вспышек производства Canon имеют автозум головки. Если вспышка подсоединена к камере, головка переключится в позицию, соответствущую фокальному расстоянию объектива. Однако если Speedlite используется вне камеры, лучше переключить вспышку на самое широкое значение (такое, как 28мм). Если такой ручной установки нет, большинство вспышек Speedlite установят значение по умолчанию - 35мм. Убедитесь, что вы оперируете ведущим числом для соответствующей позиции головки вспышки (обычно в инструкции есть таблица).

Предположим, что ведущее число - 30 (ISO 100, в метрах). Всё, что вам нужно сделать - разделить его на диафрагменное число, которое вы установили на камере. Результат и будет расстоянием между вспышкой и объектом для получения корректной экспозиции. Скажем, вы установили диафрагму на f8. Разделите 30 на это значение и получите 3.75 метра. Встаньте именно на этом расстоянии от объекта и "выстрелите" вспышкой.

Вы будете стрелять вспышкой несколько раз - нужно ли вам изменять расстояние от вспышки до объектов или диафрагму объектива, чтобы компенсировать эти многократные вспышки ?

Нет, если вы каждый раз наводите вспышку на разные области. Каждая область получит свет от вспышки только один раз, так что итоговая экспозиция будет корректной.

В большом масштабе
Если вы хотите увидеть потенциал "открытой вспышки", посетите этот сайт. Это сайт ежегодного Big Shot Project, организуемого технологическим институтом Рочестера в США. Год за годом они фотографируют большие здания (был даже корабль), используя базовую технику "открытой вспышки", описанную здесь, но в гигантском масштабе. Вплоть до 1000 студентов рекрутируются для освещения вспышками, в то время как затвор камеры остаётся открытым в течение пары минут.

Для фотографии "открытой вспышки" нет ни слишком больших объектов, ни слишком маленьких. Этот дом освещался шестью вспышками света от одной и той же вспышки. Фотограф виден в левой части картинки - одна из вспышек света запечатлела его.

Как начать


Эта картинка была сделана макро объективом EF 100mm Macro. Одна и та же вспышка использовалась три раза с трёх разных позиций, каждый раз с фильтром разного цвета поверх головки вспышки.

Вы уже поняли всю технологию, необходимую для "открытой вспышки". Вы знаете, как установить режим "Bulb" и вычислили дистанцию до объекта для каждой вспышки света. Всё, что вам теперь нужно - найти подходящий объект, чтобы проверить ваши новые знания.

Объект должен быть практически в полной темноте. Вы зафиксируете затвор камеры в открытом положении на несколько секунд - возможно, минут - так что чем меньше будет естественного освещения, тем лучше. Внутри помещения вы можете снимать ночью или работать в комнате без окон, либо с плотными шторами. Вне помещений вы можете снимать ночью.

Одним из больших преимуществ этого метода множественных вспышек является то, что вы можете давать корректную экспозицию областям на разных расстояниях от камеры. В отличие от обычных фотографий со вспышкой, где одна вспышка освещает объект, но недоэкспонирует фон, вы можете двигаться со вспышкой, так что и объект съёмки, и фон получают примерно одинаковую экспозицию.

На самом деле, по мере того, как вы становитесь всё более профессиональны, вы можете добавлять творческие эффекты, делая фон более тёмным или светлым по сравнению с главным объектом съёмки, просто изменяя расстояние, когда вы стреляете вспышкой.

Цветные фильтры могут очень эффективно применяться не только на объективе камеры, но и на головке вспышки. Можно получить интересные результаты, несколько раз стреляя вспышкой без фильтров, а потом - с разными фильтрами. Например, вы можете осветить главный объект съёмки вспышкой без фильтра, а для фона использовать лёгкий синий фильтр. Это отделит главный объект от его окружения.

Фильтры для объектива обычно слишком малы, чтобы покрыть головку вспышки. Вместо них используйте цветные прозрачные обёртки. Также полезны цветные носовые платки - они уменьшают количество света примерно наполовину, так что используйте диафрагму примерно на 1 ступень шире, чем обычно.

Как замечалось раньше, большие комнаты часто фотографировались с использованием этой техники. Однако, с применением галогеновых ламп на больших пространствах и улучшением чувствительности плёнки, многие большие области теперь могут быть сфотографированы, используя имеющийся свет и длинную выдержку.

Если у вас есть сад, можно начать с него. Трудно надеяться на хороший результат, используя одну вспышку, но стреляя вспышкой в разных местах сада, вы можете сделать привлекательную картинку с подсветкой определённых областей.

Здания, которые слишком велики, чтобы их можно было охватить одной вспышкой, также могут быть сняты множеством вспышек света.

Техника открытой вспышки не ограничена фотографией больших объектов. Она так же может быть использована для настольной работы. Эффекты, которые обычно могут быть получены использованием нескольких вспышек, могут быть получены всего одной, но применённой многократно.

Видимо, стоит избегать объектов, которые движутся. Портрет, сделанный с разными вспышками света через несколько секунд, будет не таким, какой был бы с несколькими вспышками, сработавшими одновременно. Тем не менее, можно получить интересные результаты, если у вас есть желание попробовать !

Фотографии - Trevor Payne, Anfrew Clarre
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков