EOS Техника  

Панорамные виды

Много лет мы наслаждались широкоэкранными кинофильмами, а сейчас мы уже можем купить широкоэкранный телевизор. Так не пришло ли время превратить некоторые из наших фотографий в панорамные?


Если панорамная техника, описываемая здесь, кажется вам слишком утомительной, чтобы её попробовать - сделайте вашу последовательность кадров и повесьте их таким образом, чтобы передавалась основная идея вашего панорамного вида. Название этому методу - "joiners" - было дано художником Дэвидом Хокни, который создавал изображения из десятков отдельных отпечатков - посмотрите невероятных размеров коллаж с использованием этой техники.

За последние годы панорамные отпечатки опять вернула в моду APS - улучшенная фото-система. Камеры Canon, которые используют эту систему - EOS IX и EOS IX7. Среди особых функций APS есть выбор из трёх форматов:
  • C (классический) имеет соотношение сторон 2:3 - то же самое, что и стандартный кадр 35мм плёнки (который имеет размер 24х36мм)
  • H (HDTV, телевидение высокой плотности) имеет соотношение сторон 9:16 - то же самое, что и у многих широкоэкранных телевизоров
  • P (панорамный) имеет соотношение сторон 1:3

Как камера умудряется изменять соотношение сторон во время того, когда она делает кадр ? Ответ простой - никак. Все фотографии, снимаемые камерами APS, на самом деле снимаются в формате "H". Различная маскировка области съёмки в видоискателе помогает вам в композиции, и даёт впечатление, что вы снимаете в формате, который выбрали сами. После того, как вы сняли кадр, на плёнку записывается информация, которая затем читается оборудованием в процессинговой лаборатории. Исходя из этой информации, принтер выбирает формат, которым вы снимали этот кадр, когда фотографировали.

Для панорамных отпечатков используется лишь центр негатива, увеличенный, чтобы заполнить определённый размер на фотобумаге - примерно до 30см в длину и 10см в ширину. Если вы положите такой отпечаток рядом с обычным 10х15см - результат впечатлит вас. Размер более чем восполняет потерю качества (негативу требуется большее увеличение для панорамного отпечатка).

Панорамы 35мм
Важное замечание - панорамной печать делается из того, что в сущности является негативной плёнкой обычного формата. Нет ни одной причины, по которой вы не могли бы делать то же самое с негативами, полученными 35мм камерой.

Выберите негатив, где интересные области сюжета располагаются вдоль средней части. Сделайте отпечаток с негатива размером 30х25см. Потом используйте резак, чтобы отрезать полоски наверху и внизу, чтобы осталось длинное тонкое изображение. В результате у вас не обязательно должно получиться соотношение сторон 1:3 - некоторые изображения смотрятся ещё лучше как более тонкие фотографии. Однако, если вы будете использовать соотношение сторон 30х10см, используемое в фотографиях APS, вы сможете использовать панорамные рамки для фотографий, которые продаются, чтобы показывать свои отпечатки.

Единственный недостаток данного способа - он может быть относительно дорогостоящим, если делать большое увеличение. Успех панорамных отпечатков APS заключается в том, что они стоят не больше, чем обычные отпечатки стандартного формата. Но иногда стоит потратить деньги, чтобы получить эффект, который даёт хорошее панорамное изображение.


Камеры APS дают выбор из трёх различных соотношений сторон - C (слева), H (в центре) и P (справа). Как бы то ни было, камера всегда снимает изображение в формате "H" (полный кадр) и с негатива возможно сделать отпечатки в другом формате, а не только в оригинальном.

Множество изображений
Вы можете делать панорамные отпечатки из фотографий, сделанных объективами с любым фокальным расстоянием. Из крупного плана нескольких цветов, сделанного объективом 300мм, может получиться впечатляющее изображение. Как бы то ни было, слово "панорама" часто используется для определения непрерывного вида ландшафта, часто охватывающего пространство шире, чем может видеть человеческий глаз. Это подразумевает, что для съёмки вам нужно использовать широкоугольный объектив. Новый объектив EF 16-35мм f/2.8L USM имеет впечатляющий угол зрения на широком конце и настолько же впечатляющую цену - около $1650.

Практически любой объектив может сделать хороший панорамный снимок. Но что, если вы хотите покрыть такую площадь, которую не может покрыть даже самый широкоугольный объектив ? Решение - делать две или больше фотографии, чтобы запечатлеть полный размер сюжета. Если всё делать аккуратно, можно соединить отпечатки каждого кадра, чтобы воспроизвести оригинальный вид. Одно большое преимущество этой техники - то, что вы можете делать отпечатки всей области каждого кадра, что поддерживает общее высокое качество изображения.

В идеале, вам нужно использовать штатив с панорамирующей головкой для поддержки камеры. Этот тип головки позволяет плавно поворачивать камеру.

Очень часто помогает, если штатив отрегулирован, чтобы держать камеру на уровне с горизонтом. Хотя это возможно делать методом проб и ошибок, проще, если у вас есть спиртовой уровень. Некоторые штативы имеют встроенный уровень, помогающий вам в их установке. Если такого уровня нет, во многих магазинах фото-аксессуаров вы можете купить маленькие спиртовые уровни, которые вставляются в стандартный башмак для вспышки.

Как только камера установлена, попробуйте прикинуть начальную и конечную позиции камеры, чтобы можно было запечатлеть полный размер пейзажа, который вы хотите снять. Далее, сделайте экспозамер от некой типичной части сюжета. Посмотрите на LCD панель камеры или в видоискатель и запомните значения выдержки и диафрагмы, рекомендуемые для съёмки. Потом установите режим съёмки камеры на ручной (M) и вручную установите эти значения. Это обеспечит одинаковую экспозицию для всех кадров в последовательности, исключая небольшие вариации, которые могут возникнуть, если экспозамер для каждого кадра будет проводиться отдельно.

Итак, вы готовы к съёмке. Установите камеру в начальную позицию и сделайте первый кадр. Попробуйте запомнить этот вид и поверните камеру, чтобы в поле зрения попал кусочек нового пространства - но сохраните примерно треть от пространства, которое было видно в первом кадре. Продолжайте делать снимки и поворачивать камеру до тех пор, пока вы не достигнете конечной точки, следя за тем, чтобы кадры всё время пересекались.


Когда вы получите отпечатки из процессинговой лаборатории, разложите их в той же последовательности, в которой они были сделаны. Положите их так, чтобы они пересекались соответствующими одинаковыми частями. Надёжно держите отпечатки и пробегитесь острым ножом по тем местам, где пересекаются одинаковые части. Небольшие части каждого отпечатка будут выброшены, а оставшиеся соединятся вместе и дадут непрерывный вид всего сюжета.

Это теория. На практике, эффект может быть не настолько идеален. Например, вы ровно выстраиваете объекты на заднем плане, а передний план разъезжается. Или вы делаете ровный разрез, а после соединения он становится слишком очевидным, так как проходит через здание или дерево. В принципе, есть технология, которая заключается в том, что разрез делается не строгой линией, а по границам объектов - но это крайне нежелательно, если на фотографии есть много неба.

Много лет назад, когда обычной была чёрно-белая фотография, панорамы делали из серии больших отпечатков. Края, где отпечатки сходились вместе, часто скашивались с помощью мелкой шкурки, чтобы они пересекались в месте соединения. Часть изображения, проходящая через пересечение, затем подвергалась ретуши чернилами, чтобы улучшить эффект продолжающегося изображения. В конце концов, серия отпечатков, аккуратно смонтированная на доске, перефотографировалась, чтобы копии панорамного вида могли быть напечатаны на одном листе фотобумаги.

Эта техника значительно труднее реализуется с цветными отпечатками и требует бесконечного терпения. Один из вариантов - сделать добротную склейку и смонтировать отпечатки на листе бумаги с расстоянием между отпечатками в несколько миллиметров. Результат эффективен и требует меньше времени.

Один стежок, но вовремя...
Есть ещё один способ собрать вместе множество изображений и сделать панорамную картину. Результаты впечатляют - и техника значительно проще, чем с плёночными камерами. Всё, что вам нужно - цифровая камера Canon, которая поддерживает программное обеспечение PhotoStitch. Диана Хэйс покажет по шагам, как это сделать.

PhotoStitch - это программа, которая поставляется вместе с Canon EOS D30 и другими цифровыми камерами Canon. Вначале, я думала, что это такая маркетинговая уловка, которую я, скорее всего, не буду использовать. А когда попробовала, то нашла, что эта программа - довольно ценный и мощный инструмент.

PhotoStitch может без швов соединить цифровые изображения из камеры, либо изображения, сосканированные с обычных отпечатков и негативов. Изображения можно соединять горизонтально, вертикально, или же в матрице.

Самый очевидный вариант использования - для панорамных фотографий. Однако, бывают случаи, когда невозможно отойти от предмета съёмки на достаточное расстояние, чтобы включить весь снимаемый предмет в кадр. Вот тогда и приходит на помощь бесценная опция соединения матрицы.

В идеале, вы должны делать кадры со штатива, чтобы они все были равномерно выстроены. Однако, возможно снимать с рук, если вы не слишком жёстко кадрируете каждый снимок. Мои примеры, приведённые здесь, снимались с рук. Перекрытие изображений должно составлять 25%, чтобы компьютер смог точно сопоставить границы кадров.

На этой иллюстрации можно видеть пять отдельных кадров, импортированных в программу PhotoStitch и расположенных в правильном порядке. Когда вы снимаете кадры, важно делать значительное перекрытие между ними, чтобы компьютерная программа могла сотворить чудо.

В некоторых камерах, включая EOS D30, есть панорамный режим, который помогает вам следить за фотографиями в процессе съёмки, и даёт данные программе PhotoStitch, что помогает ей соединять изображения.

Скачайте изображения с цифровой камеры в компьютер. Сохраните каждое как отдельный файл.

Программа PhotoStitch находится на диске, поставляемом с камерой. Инсталлируйте её на компьютер (есть версии и для PC, и для Mac).

Запустите программу PhotoStitch и затем откройте в ней ваши изображения. Скорректируйте порядок изображений, если они располагаются в неправильной последовательности. У вас есть возможность выбрать из форматов - горизонтального, вертикального, матрицы или 360 градусов. Для последовательности, показанной ниже, я выбрала горизонтальный формат.

Выберите MERGE и START. Программа соединит изображения и даст вам на просмотр. Мощная программа не только соединяет изображения так, что практически невозможно определить место склейки, но также и корректирует цветовую насыщенность и контраст так, чтобы изображения идеально сочетались друг с другом. Если вы хотите посмотреть места склейки, нажмите на DISPLAY SEAMS. Если вы хотите что-то изменить, вернитесь в меню SELECTION AND ARRANGEMENT.

Когда вы выбираете MERGE, программа соединяет изображения в одну непрерывную последовательность. Она даже подстраивает цветовое насыщение и контраст, чтобы места слияния кадров были практически незаметны. На этой иллюстрации была включена опция DISPLAY SEAMS, чтобы вы могли посмотреть, где проходят границы. Если результат вам не понравился - процесс можно повторить.

Теперь выберите MERGE SETTINGS. Выберите соответствующую технику снятия панорамы из появившегося меню. Для моего примера я выбрала PANNING (панорамирование). Вам нужно выбрать IMAGES SCANNED IN SECTIONS, если ваши изображения разных размеров.

Обрежьте фотографию, если нужно, и затем нажмите SAVE. Выберите расположение файла, имя, и сохраните изображение.

Теперь вы можете открыть склеенное изображение в графическом редакторе - таком, как Adobe Photoshop или Picture Publisher. Над изображением можно провести ретушь и изменить размер, если это требуется. После этого можно приступить к печати. Большие склеенные изображения могут быть напечатаны в режиме banner (транспарант), который есть на некоторых струйных принтерах. Если вы хотите сделать отпечаток большего размера, чем может ваш принтер, запишите его на CD и отнесите в компанию, которая предлагает услуги по печати цифровых изображений.


Конечное изображение района Брента в Доломитах, полученное PhotoStitch. Оно состоит из пяти отдельных кадров, сделанных EOS D30. Отдельные изображения показаны на иллюстрациях (выше). Без компьютера было бы очень сложно добиться такого результата.

Школьные фотографии
Во многих домах есть хотя бы одна панорамная фотография - школьное фото, на котором десятки, а иногда и сотни людей, неподвижно смотрящих в камеру. Длинное, тонкое изображение хранит целое поколение школьников, застывших во времени. Формальность этого сюжета обусловлена типом используемой камеры.

В отличие от EOS, где весь кадр на плёнке экспонируется за долю секунды, панорамная камера имеет вращающийся объектив, который экспонирует длинный кусок плёнки понемногу.

Каждая часть плёнки экспонируется всего долю секунды, но все экспозиция может длиться много секунд. Посмотрите внимательно на старые школьные фотографии и вы случайно можете заметить одного и того же ребёнка на обоих концах ! Пока объектив снимает людей, расположенных на одной стороне, ребёнок несётся в конец группы, добегая на другую сторону вовремя, чтобы объектив сфотографировал его ещё раз, когда он доедет до другого конца.


Размер - это прекрасно
Сколько ваших фотографий вывешено на стенах вашего дома ? В данном случает не имеются в виду семейные портреты и свадебные фотографии. Используете ли вы фотографию вашего любимого ландшафта или завораживающий снимок дикой природы в качестве украшения интерьера ?

Скорее всего, ответ - нет. В то время как мы радостно покупаем картины, нарисованные другими людьми, постеры и фотографии для наших стен, мы неохотно выставляем напоказ свои собственные работы.

Отчасти, это может быть оттого, что в большинстве комнат цветной отпечаток 25х20см выглядит довольно небольшим, когда висит на стене. Вам нужен отпечаток 60х90см - панорамный вид смотрится хорошо в этом размере.


Вы можете превратить стандартное изображение с плёнки 35мм в панорамную картину, просто увеличив размер и отрезав верх и низ. Вначале поэкспериментируйте с кадрированием отпечатка 10х15см. Всё, что вам нужно - это пара листов бумаги (предпочтительно чёрной), которую можно положить на верх и низ отпечатка. Вам необязательно использовать центральную часть изображения - у вас может получиться более интересный результат, если вы скадрируете больше с одной стороны, чем с другой. Изображение на иллюстрации, в сущности, было кадрировано только снизу - верх изображения остался как был. Как только вы определились с кадрированием, стоит соответственно порезать отпечаток 10х15см и отдать его в печать с негативом или слайдом как пример для увеличенного изображения. Приготовьтесь поразиться результатом, когда вы его получите.

Многие профессиональные процессинговые лаборатории могут сделать для вас увеличение до такого размера - в некоторых даже есть отделы, специализирующиеся на производстве отпечатков большого размера для ярмарок и выставок. В наши дни отпечатки большого формата часто создаются струйными принтерами, а не в тёмных комнатах. Принтеры, использующие бумагу практически в метр шириной, довольно распространены. На этой бумаге можно распечатывать горизонтально или вертикально, так что возможно отпечатать фотографию метр шириной и несколько метров длиной - при условии, что ваш 35мм кадр выдержит такое увеличение.

На практике, удивительно, насколько можно увеличивать негатив или слайд. В частности, это оттого, что чем больше отпечаток, тем с большего расстояния вы его рассматриваете. Отпечаток 10х15см, к примеру, обычно смотрится с расстояния примерно 30см. А отпечаток шириной 2 метра будут смотреть, по крайней мере, с расстояния, в три раза большего. Зернистая структура такого отпечатка может быть очень заметна, если сильно увеличенный отпечаток будет рассматриваться с расстояния около 10 сантиметров, но будет видна как плавные переходы тонов по мере того, как вы отходите назад.

За отпечаток всего лишь метр шириной вам придётся заплатить примерно $30-$50. Узнайте в вашей процессинговой лаборатории, предлагают ли они эту услугу, или посмотрите в "жёлтых страницах". Компания, делающая отпечатки, также может предложить услуги по монтированию и оформлению в рамки.

Фотографии - Mark Stanczyk, Graeme Peacock, Diana Hayes.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков