EOS Техника  

Сила поляризации

Насыщенное голубое небо, как на этой картинке, встречается нечасто, а вот поляризационный фильтр поможет вам добиться таких цветов.

Поляризационный фильтр снаружи выглядит просто как серый кусок стекла. Но внутри у него скрыто такое ! Навинтите его на объектив, и он поможет вам добиться более глубоких цветов, а также уменьшит нежелательные отражения. Он станет одним из наиболее универсальных фильтров в вашей коллекции, но вначале вам нужно понять, как он работает, чтобы выжать всё из него по максимуму.

Существует два основных типа поляризационных фильтров - циркулярный (circular) и линейный (linear). Эти термины совершенно не относятся к форме фильтра - оба типа фильтров круглые. Циркулярный фильтр просто поляризует свет немного иначе, чем линейный.

С камерами EOS можно использовать только циркулярные поляризационные фильтры. Хотя конечный результат после использования обоих типов фильтров одинаков, линейные фильтры могут вызывать различные проблемы в работе систем автофокусировки и экспозамера.

Вы никогда не задумывались, как некоторым фотографам удаётся получать такие насыщенные цвета на фотографиях ? Неужели они путешествуют по каким-то особым местам ? Или им везёт и освещение очень удачное ? Или они используют какую-то особую плёнку ? Нет. Они просто пользуются поляризационным фильтром. Поляризационный фильтр используется не только для того, чтобы сделать небо синим. Он "отрезает" световые отражения и таким образом вы видите естественные цвета предметов съёмки. В результате - более насыщенные цвета по сравнению с обычной съёмкой без фильтра.

Как работает поляризационный фильтр
Свет имеет волновую природу, то есть ведёт себя как электромагнитная волна (от длины которой зависит цвет видимого нами света). У этих волн есть свои пики и спады, они осциллируют - примерно, как волны на поверхности воды. Однако, в отличие от морских волн, световые волны осциллируют во всех направлениях - вверх, вниз, из стороны в сторону и под любым углом.

Поляризационный фильтр действует примерно как решётка с длинными и очень узкими отверстиями. Он пропускает только те волны, которые осциллируют вдоль направления этой решётки. Все остальные волны, осциллирующие в других направлениях, блокируются. Все волны, прошедшие сквозь решётку, осциллируют в одном и том же направлении - свет "поляризован".

Свет от некоторых частей неба, а также свет, отражённый от неметаллических поверхностей, поляризован ещё до того, как попадает в объектив. Если поляризационный фильтр на объективе повёрнут так, что пропускает этот свет - эффект от фильтра почти незаметен. Однако, если фильтр повернуть на 90 градусов - этот свет будет блокирован. В свою очередь это вызовет серьёзное недоэкспонирование. Синее небо станет темнее, и мы получим насыщенный синий цвет. Отражения почти пропадут, так как свет, создающий эти отражения, будет блокирован на пути к камере. Тем не менее, оставшаяся часть изображения, формируемая неполяризованным светом, практически не подвергнется изменениям и будет нормально экспонирована.

Если солнце находится на горизонте или близко к нему, части неба, где более всего будет заметно действие поляризационного фильтра, будут под прямым углом к солнечным лучам.

Производимый фильтром эффект можно контролировать путём поворота кольца фильтра, чтобы пропустить некоторое количество поляризованных лучей в камеру. Вы сами можете видеть результат в видоискателе, так что всё, что вам нужно делать - поворачивать кольцо поляризационного фильтра до тех пор, пока картинка не будет вас полностью устраивать.

Поляризационные фильтры всегда поставляются в комплекте с поворачивающимся кольцом (либо устанавливаются в систему, позволяющую поворачивать фильтры). Это делается потому, что эффект, производимый фильтром, целиком зависит от угла, под которым этот фильтр повёрнут.

Проблемы с линейным фильтром
Когда лучи света проходят сквозь объектив и попадают в вашу камеру EOS, большинство из них отражается зеркалом вверх и через пентапризму направляется в видоискатель. Но центр зеркала является полупрозрачным, и некоторая часть лучей проникает сквозь зеркало и затем отражается ещё в одном небольшом зеркале (sub-mirror) вниз и попадает в сенсор автофокусировки в нижней части камеры.

Лучи света поляризуются в процессе отражения от этого второго зеркала. Однако, если свет был уже поляризован, он отражён не будет. Это означает, что если у вас на объективе установлен линейный поляризационный фильтр, то на сенсоры камеры будет попадать меньше света. В этом случае система автофокусировки либо вообще не будет работать, либо в лучшем случае не сможет работать правильно.

Примерно такая же проблема и с сенсором экспозамера, который находится в области видоискателя. Точно так же на этот сенсор будет попадать меньше света, и мы уже не сможем полагаться на показания нашего встроенного экспонометра.

Всех этих проблем можно избежать, используя циркулярный поляризационный фильтр. По сути, он является тем же линейным фильтром, но к нему присоединена четвертьволновая пластинка. Проще говоря, эта пластинка "взбалтывает" свет после того, как он проходит через поляризатор и приводит его во вращательное движение. Всё это означает, что вы продолжаете пользоваться всеми преимуществами поляризации света, но вы больше не подвержены ограничениям, связанным с поляризацией светового потока в одном направлении. Некоторая часть лучей будет потеряна при отражении от зеркала, но большая часть сохранится и сделает свою работу - системы автофокусировки и экспозамера будут работать правильно.

Полезная информация
Canon производит целую серию поляризационных фильтров - от 52мм до 77мм. Также эти фильтры можно купить и у других производителей - к примеру, B+W, Hoya, Cokin.

У поляризационных фильтров очень нежная поверхность, которую легко запачкать, так что храните их в защитной коробке, в которой они продавались. Ухаживать за поляризационным фильтром нужно точно так же, как и за другими фильтрами и поверхностью переднего элемента объектива - при необходимости чистите поляризационный фильтр с помощью мягкой сухой салфетки для чистки оптики.

Поляризационный фильтр нужно использовать безо всяких других фильтров - снимите UV-фильтр, если он установлен у вас на объективе. У поляризационных фильтров обычно более глубокое кольцо, так что при использовании поляризационного фильтра вместе с другими фильтрами может появиться виньетирование (корпус фильтра будет блокировать часть световых лучей, попадающих в объектив, и это приведёт к затемнению углов изображения).

Поляризационный фильтр даёт эффект как и при цветной съёмке, так и при чёрно-белой. В случае чёрно-белой съёмки эффект применения поляризационного фильтра похож на эффект, получаемый от красного фильтра - небо становится более тёмным и на его фоне повышается контраст белых облаков.

Очень неплохие результаты можно получить, фотографируя с поляризационным фильтром городские пейзажи. Высокие блестящие небоскрёбы выглядят ещё лучше, если хорошо подобрать поляризационным фильтром степень отражения от их поверхностей.

При некоторых условиях небо можно сделать совсем чёрным. Это, конечно, будет выглядеть неестественно, но таким образом можно получить очень впечатляющие фотографии, на которых основной объект съёмки будет особенно выделяться. Чтобы добиться такого эффекта, нужно снимать кадр под углом ровно 90 градусов к солнцу.

Лучше не использовать поляризационный фильтр при фотографировании людей. Может показаться, что избавиться от "лишних" отражений от кожи - хорошая идея, но кожа при этом потеряет весь свой здоровый вид.

Как определить - является поляризационный фильтр циркулярным или линейным ? Обычно на корпус циркулярного фильтра наносят буквы "CIRC" или просто "C". Если на фильтре нет никакой маркировки - попробуйте простой тест: поднесите фильтр к зеркалу. Если в отражении фильтр выглядит тёмным - это циркулярный фильтр; если прозрачным - линейный.

Создавая синеву

Поляризационный фильтр наиболее эффективен, если в кадре есть синее небо (слева). В синем небе большое количество поляризованного света, так что на его изображение можно очень сильно влиять, применяя поляризационный фильтр (справа). Поворотом кольца фильтра эффект можно менять от полного его отсутствия до крайности, изображённой на правой фотографии. Всегда вращайте фильтр перед съёмкой, чтобы понять, что можно получить в каждом конкретном случае. Редко когда наиболее сильное проявление работы поляризационного фильтра даёт лучшие результаты.

Наиболее часто поляризационные фильтры используют в пейзажной фотографии. Если все условия соблюдены - фильтр обогатит синеву неба.

Когда лучи солнца проходят через атмосферу, они отражаются от частичек пыли и мельчайших водяных капелек. Свет при этом поляризуется. Если вы своим поляризационным фильтром блокируете эти лучи, общее количество света от неба уменьшается, и вы получаете недоэкспонирование, при этом небо приобретает богатый синий цвет.

Однако этот способ работает не всегда. Первое, что вам потребуется - это, собственно, само небо. Если всё небо затянуто облаками - поляризационный фильтр не даст практически никакого эффекта. Возможно, он немного затемнит облака, но это будет просто переход от одного оттенка серого к другому, а не богатый синий цвет, которого мы добиваемся.

В идеале нам требуется солнечный день с ясным синим небом. Если на небе будет немного облаков - хорошо, по мере затемнения неба эти облака будут ещё больше выделяться на его синем фоне.

Солнце должно находиться в подходящей позиции. Самый простой способ найти её: поднимите любую руку вверх; большой палец должен быть под прямым углом к остальным. Поверните большой палец на солнце. Куда вы сможете повернуть пальцы (большой палец продолжает указывать на солнце) - там и будет наблюдаться наиболее сильный эффект от применения поляризационного фильтра. Если солнце у вас прямо над головой - вы сможете повернуть пальцы к любой точке на горизонте. Тем не менее, так как большую часть времени солнце находится в более нижних точках на небе, мы получаем две противоположные области, где поляризационный фильтр будет наиболее эффективен. Помните, что перед съёмкой нужно попробовать различные углы поворота кольца фильтра, чтобы понять, какой угол даст наилучший эффект.

Поляризация света может быть различной - это зависит от угла, под которым светит солнце. Этот угол меняется в зависимости от вашего местоположения в мире и от времени дня. Когда солнце прямо над головой - эффект выражен слабее, чем когда солнце у горизонта. Очень впечатляющие результаты можно получить, когда солнце уже почти зашло за горизонт.

Если условия съёмки не идеальны - не спешите убирать фильтр в сумку. Даже если вы думаете, что от съёмки с поляризационным фильтром не будет ничего хорошего - посмотрите в видоискатель - возможно, фильтр всё-таки даст положительный эффект. Хотя эффект от фильтра постепенно уменьшается по мере удаления от "идеальной" точки, как правило, поляризационный фильтр может улучшить практически любой пейзаж. Помните, что эффект от применения поляризационного фильтра, который вы видите в видоискатель, будет более-менее соответствовать снятому кадру.

На этой иллюстрации можно видеть, что эффект поляризационного фильтра в верхней части неба сильнее, чем у горизонта. Эффект также угасает по мере удаления в горизонтальной плоскости от точки, где он проявляется наиболее сильно - если вы снимете пейзаж на широкоугольный объектив, то увидите это градиентное угасание.

А теперь - отражения
Свет, отражаемый от воды и других неметаллических поверхностей, поляризуется. Этим вполне можно воспользоваться, чтобы уменьшить эффект от отражения света на фотографиях. Используя поляризационный фильтр для блокировки этого отражённого света, вы можете избавиться от того самого света, который создаёт отражения.

Поляризационный фильтр даёт очень неплохие результаты при съёмке растений. Яркие листья и цветы зачастую "приглушаются" - то, что мы видим глазом, на самом деле является отражением света, падающего на листья (слева). Фильтр уменьшает отражения и позволяет увидеть настоящие цвета (справа). Абсолютно все отражения искоренить никогда не получится потому, что листья находятся под разными углами к камере.

К сожалению, нельзя просто надеть поляризационный фильтр на объектив и моментально избавиться от всех отражений. Эффект проявляется наиболее сильно, когда фильтр находится под углом примерно 40° к отражающей поверхности. По мере того, как изменяется угол, отражения начинают появляться вновь - вплоть до того, что они становятся видны полностью, как будто вы вообще не применяете фильтр.

Этот эффект абсолютно ясно виден в видоискатель, так что вам не нужно рассчитывать, под каким же углом нужно произвести съёмку. Просто встаньте перед объектом съёмки, поверните кольцо фильтра до тех пор, пока отражения не станут минимальны, а затем начинайте менять угол съёмки - и вы увидите, возможно ли в данной ситуации ещё больше снизить отражения.

При съёмке этой машины поляризационный фильтр использовался для того, чтобы уменьшить отражения от ветрового стекла и кузова. Машина сделана из металла, а металл свет не поляризует. Тем не менее, металл покрыт несколькими слоями неметаллической краски, которая и поляризует свет. Заметьте, что цвет машины на правой фотографии более насыщенный - мы видим настоящий цвет краски, а не отражение неба.

Свет, отражённый от поверхности пруда, обычно не даёт заглянуть в глубину воды (слева). Поляризационный фильтр поможет избавиться от большей части этих отражений и изображение станет значительно более ясным.


Если вы фотографируете картину или фреску, цвета могут казаться приглушёнными из-за отражений от поверхности (слева). Поляризационный фильтр может помочь увидеть изображение в том виде, в котором его хотел показать художник (сверху). К сожалению, здесь тоже действует правило 40° - снимать картины под таким углом - не лучшая идея.

Поляризационный фильтр и ваш EOS
Всё, для чего нужен поляризационный фильтр - это, по сути, блокировка ненужного поляризованного света. Конечно же, из-за этого уменьшается общий световой поток, проходящий через объектив, и требуется увеличение экспозиции. Большую часть времени вам не нужно об этом беспокоиться, так как система TTL замера вашей камеры EOS автоматически компенсирует потерю света (если вы используете циркулярный фильтр).

Если в вашем распоряжении есть только линейный фильтр - произведите экспозамер без фильтра, потом установите в ручном режиме выдержку и диафрагму, но примените компенсацию в +2 ступени - к примеру, если экспозамер предложил значения 1/60с при f/11, установите 1/60с при f/5.6. Этот способ помогает при съёмке с фильтром в таком положении, в котором он даёт наибольший эффект. В других случаях применяйте компенсацию в +1.5 или в +1 ступень. На практике вам, скорее всего, потребуется использоваться брекетинг экспозиции (серийную съёмку с различными значениями экспозиции), чтобы получить корректно экспонированный кадр. Кроме того, линейный фильтр может помешать правильной работе системы автофокусировки. В этом случае вам потребуется фокусироваться в ручном режиме.

Линейный фильтр даёт тот же самый эффект, что и циркулярный, но проблемы в работе систем экспозамера и фокусировки означают, что намного лучше купить циркулярный фильтр, хотя он и дороже. В конечном счёте вы только выиграете во времени и нервах (и плёнке, если вы на неё снимаете).

Виньетирование
При использовании поляризационного фильтра на сверхширокоугольных объективах существует большая вероятность виньетирования. У поляризационных фильтров более толстая оправа - она может блокировать часть светового потока по краям, давая характерное затемнение углов изображения.

Тёмные углы, которые легко увидеть на этой фотографии, являются результатом использования поляризационного фильтра на сверхширокоугольном объективе (17мм). Угол зрения объектива так велик, что передняя часть оправы фильтра залезла в область, участвующую в формировании изображения.

Эффект виньетирования можно и не увидеть в момент съёмки из-за ограниченного угла охвата видоискателя. У камеры EOS 400D этот охват составляет примерно 95% (ранние модели камер EOS вообще давали охват примерно в 90%). Исключением являются камеры 1й серии (к примеру, EOS 1D Mk III) с охватом практически в 100%.

Помните, что при использовании зум-объективов виньетирование может возникать на широком угле (на малом, а не на большом фокусном расстоянии).

Портретная съёмка
Обычно поляризационный фильтр можно использовать для съёмки любых сюжетов. Если поляризационному фильтру будет нечего блокировать - он просто не окажет никакого эффекта (за исключением некоторой потери света). Однако существует одно исключение - людей с применением поляризационного фильтра не фотографируют.

У рыжих людей обычно очень нежная кожа, но эта женщина выглядит очень бледной, практически безжизненной. Всё потому, что её сфотографировали через поляризационный фильтр. Исчезли все отражения, которые придают коже здоровый вид. Такая съёмка категорически не рекомендуется.

Можно подумать, что поляризационный фильтр отлично подойдёт для того, чтобы убрать, к примеру, пот со лба. К сожалению, вы также уберёте все отражения, из-за которых у кожи получается такой характерный вид и блеск, и в результате вы получите поверхность кожи, которая выглядит, как будто на неё напылили матовую эмульсионную краску !

Прорываясь сквозь туман
Атмосферная дымка очень часто портит пейзажную фотографию, делая её унылой и безжизненной. Она возникает, когда свет отражается от мельчайших частичек, висящих в воздухе. Если условия будут подходящими, поляризационный фильтр поможет вам убрать этот эффект и усилить цветовую насыщенность вашей фотографии.

На левой фотографии можно увидеть атмосферную дымку, которая так часто портит фотографии. Если применять поляризационный фильтр, можно получить значительно более ясную картинку (справа).

Как правило, можно даже просто посмотреть глазами через фильтр и увидеть, поможет ли он избавиться от этой дымки.

Если вы будете пользоваться поляризационным фильтром на супер-телефото объективах (от 400мм и больше), то заметите, что фильтр уже не так хорошо прорывается сквозь туман - всё это из-за того, что телеобъективы "сжимают" перспективу и тем самым "уплотняют" дымку.

Даже если вы фотографируете пейзаж, в котором почти нет дымки, используя поляризационный фильтр, вы получите более насыщенные фотографии.

Вращающиеся объективы
Самое главное в работе с поляризационным фильтром - повернуть его на нужный угол. К сожалению, у многих объективов передняя часть вращается в процессе фокусировки. Соответственно, при съёмке таким объективом это означает, что если вы уже нашли подходящее положение поляризационного фильтра и потом перефокусировались, вам нужно будет опять поворачивать фильтр и искать предыдущее положение.

Самый разумный вариант в такой ситуации - вначале фокусироваться, а затем подбирать положение фильтра. Конечно же, нужно помнить, что в процессе подбора подходящего угла поворота поляризационного фильтра всё это время нужно держать кнопку спуска затвора в полунажатом положении (если ваша камера EOS это позволяет, вы можете изменить настройку пользовательских функций, после чего процесс фокусировки будет активироваться отдельной кнопкой "*").

Ну а самый хороший вариант - использовать объектив, у которого передняя часть не вращается и не доставляет это дополнительное беспокойство.

Фотографии - Jolyon Philips, Graeme Peacock, Nina Bailey, Billy Stock, J.Potter, Caroline Mockett.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков