EOS Техника  

Тройная смесь

Попробуйте сделать три экспозиции на одном кадре - и вы сможете получить удивительные изображения. Результат трудно предсказать - но в этом часть творчества.


Каждый раз, когда вы делаете цветной снимок, вы автоматически фиксируете на плёнке три изображения. Это потому, что у цветной плёнки есть три светочувствительных слоя - один чувствителен к синему свету, другой - к зелёному, и третий - к красному. После того, как плёнку проявляют, цветовые красители в этих слоях дают впечатление единого полноцветного изображения.

Обычно вы экспонируете кадр один раз, так что каждый слой светочувствительной эмульсии содержит практически одно и то же изображение. Но что произойдёт, если вы экспонируете каждый слой отдельно друг от друга ? Ответ вы можете найти, посмотрев на фотографии в этой статье

Если вы сделаете снимок через синий фильтр, будет экспонирован только тот слой, который чувствителен к синему цвету. Точно таким же образом экспонируются зелёный и красный слои.

Если выбрать правильные фильтры и дать корректную экспозицию каждой экспозиции при съёмке статичного объекта, в итоге можно получить полноцветное изображение, которое будет идентично изображению, снятому без фильтров. Это будет интересным упражнением, но довольно бесполезным с практичной точки зрения.

Впрочем, у некоторых могут возникнуть возражения по этому вопросу. Вспомним конец позапрошлого века, когда не то, что цветной плёнки ещё не существовало, но даже монохромная фотография была смесью науки и искусства, недоступной простым смертным. В то время первый официальный фотограф государства Российского, Прокудин-Горский, по указу Николая II занимался съёмкой исторических и архитектурных памятников того времени, дабы увековечить их для истории.

Как бы то ни было, попробуйте применить эту технику при съёмке движущихся объектов - и вы получите довольно необычный эффект. Между экспозициями проходит какое-то время, и движущиеся объекты съёмки каждый раз оказываются в разных частях кадра. В итоге вы получаете три экспозиции с различными цветами, часто перекрещивающиеся. Результат труднопредсказуем, но может быть очень привлекателен.

Облака, плывущие по небу, являют собой великолепную демонстрацию этого эффекта. Облака перемещались между экспозициями, так что на разных цветах - красном, зелёном и синем - они запечатлелись в разных местах. Другие цвета - такие, как жёлтый - сформировались там, где наложились две или более экспозиции от облаков разных цветов. Базовая экспозиция - 1/60с при f/5.6 на Fuji Velvia.

Выбор фильтра
Разные фотографы используют разные наборы фильтров для достижения "эффекта трёх фильтров". Фотографии в этой статье были сделаны с помощью фильтров Wratten 47 (синего), 58 (зелёного) и 25 (красного). Kodak для той же цели рекомендует использовать фильтры Wratten 38A (синий), 61 (зелёный) и 25 (красный). Система фильтров Wratten называется по имени Фредерика Чарльза Раттена, производившего фильтры в Англии в 1900х.

Эти фильтры обычно продаются в виде квадратных пластинок из желатина или полиэфирной резины. Фильтр Lee из полиэстера размера 75х75мм стоит около $10.

Вполне возможно просто держать фильтр перед объективом, но проще будет прикрепить его скотчем к листу картона с отверстием, которое по размеру чуть меньше самого фильтра. Преимущество держания фильтра перед объективом состоит в том, что у вас отсутствует риск перемещения камеры (которая должна быть установлена на прочный штатив) между экспозициями.


На этой фотографии показана красота, которую вы можете получить этой техникой. Единственное движение на этом пляже - мягкий плеск воды, но с помощью длинной выдержки стало возможным превратить то, что было вполне земной картиной, в удивительное изображение с мерцающими цветами. Базовая экспозиция - 1 секунда при f/11 на Fuji Velvia.

Экспозиция
Произведите экспозамер с использованием камеры безо всяких фильтров. Считайте значения выдержки и экспозиции и установите их в ручном (M) режиме. Далее произведите серию из трёх экспозиций, соответственно, с тремя фильтрами. Хотя вы используете исходные значения экспозиции, изображение не будет пересвечено, так как каждый фильтр поглощает очень много света. Три экспозиции с фильтрами должны превратиться в одно правильно экспонированное изображение.

Как бы то ни было, очень многое зависит от используемых фильтров. Kodak рекомендует увеличить экспозицию на одну ступень при работе с рекомендованной Kodak комбинацией фильтров. Это означает, что если экспозиция для сюжета без фильтров составляет 1/125с при f/8, то экспозиция с фильтрами должна составлять 1/125с при f/5.6.

Как же убедиться в том, что вы получаете корректную экспозицию ? Ответ, конечно же, один - нужно экспериментировать. Используйте различные комбинации экспозиции при первой серии съёмок и записывайте всё, что вы делаете. После того, как вы проявите плёнку, вы сможете определить, какие установки работают для вас наилучшим образом.

Съёмка на один кадр
Когда вы снимаете вашей камерой EOS, плёнка обычно автоматически переводится на следующий кадр после каждой экспозиции. Но в данном случае нам это совершенно не нужно. Чтобы техника трёх фильтров работала, вам нужно сделать три экспозиции на один и тот же кадр.

Эта функция доступна во всех моделях, кроме EOS 5000, EOS 650, EOS 700, EOS 750, EOS 850, EOS IX и EOS IX-7. Обратитесь к инструкции своей камеры, чтобы узнать, как эта функция включается.

Установите камеру в режим съёмки трёх экспозиций на один кадр. После того, как вы произведёте третью экспозицию, плёнка автоматически будет переведена на следующий кадр.

Функция съёмки на один кадр выключается сразу после того, как плёнка переходит на другой кадр, так что вам нужно установить её снова, если вы хотите снять ещё одну последовательность кадров с использованием техники трёх фильтров.


В этой паре фотографий интересно то, что на них совпадает значительная статичная часть сюжета. Фотография слева была сделана как обычно, безо всяких фильтров. А фотография сверху сделана с использованием техники трёх фильтров - красного, зелёного и синего. Только лопасти ветряка перемещались между экспозициями.

Фотографии - Billy Stock.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков