EOS Техника  

Выбираем штатив

Что нужно знать, выбирая этого полезного помощника ?

Если вы всерьёз хотите заняться фотографированием пейзажей, то просто не можете позволить себе работать без штатива. Самое хорошее освещение бывает обычно либо рано утром, в конце дня - уровень освещённости в это время довольно низок. Кроме того, если вы захотите установить небольшую диафрагму для увеличения глубины резкости и использовать низкочувствительную плёнку для более высокого качества, то вам придётся работать с очень длинными выдержками, что просто невозможно без использования штатива.

Что является главной причиной плохого качества фотографий ? Неправильная экспозиция ? Неточная фокусировка ? Нет - тряска камеры.

Если вы снимаете с рук, она неминуемо сдвинется в момент нажатия кнопки спуска затвора, как бы плавно вы не старались нажимать кнопку. Перемещение камеры может быть незаметно на глаз, но его обычно всегда достаточно, чтобы повлиять на получившееся изображение. В самой большой степени этот эффект проявляется при использовании телефото объективов.

Единственный надёжный способ избежать тряски - прикрепить камеру к чему-нибудь неподвижному. В идеале, к бетонному блоку, но его довольно трудно таскать с собой, так что хороший штатив будет в самый раз. Чем характерен хороший штатив ?

Главное правило - самый хороший штатив - тот, который вам тяжело таскать за собой повсюду. Нужен компромисс. Вам нужен штатив достаточно лёгкий, небольшого размера, но и вместе с тем достаточно устойчивый. Попробуйте купить громоздкий и неудобный штатив - и он неминуемо зачахнет на дальней полке в самом пыльном шкафу, не видя дневного света.

В качестве примера рассмотрим штатив Cullmann 3430, показанный на картинке. Он обладает функциями, необходимыми большинству фотографов, а также удобным весом и габаритами. Если вы хотите ещё более лёгкий штатив, вы можете купить версию из углеродного волокна - вес упадёт примерно на 30%, но цена взлетит вдвое.

Штативная головка
Большинство штативов поставляются уже в комплекте с головкой, но обычно её можно сменить. Обычно выбирают между типами pan-tilt и головкой с шариком. Большинство предпочитает головки pan-tilt. Они могут поворачиваться тремя способами - панорамно, наклоняться и вращаться - все эти функции регулируются и блокируются по отдельности.

Тем не менее, у шариковых головок также есть аргумент в свою пользу. Когда вы разблокируете головку, камеру можно быстро и свободно перемещать в любой плоскости, после чего она быстро блокируется единственным рычажком. Проблема многих шариковых головок в том, что они слишком маленькие для камер и им не хватает устойчивости. Если вы соберётесь купить шариковую головку, постарайтесь найти как можно более надёжную. Во многих случаях хорошая штативная головка стоит больше самого штатива.

Но штатив - это слишком неудобно !
Бывает, что временами использовать или таскать с собой штатив неудобно, а порой просто невозможно. В таком случае на помощь приходит монопод. Как можно догадаться по названию, у него всего одна нога. Камера, конечно, всё ещё может качаться из стороны в сторону, но вертикальные перемещения практически полностью устраняются. Монопод на этой картинке на самом деле является частью штатива Cullmann. Центральная колонна вынимается и раскладывается - очень полезная функция. Вы можете снимать со стандартной головкой, но обычно с моноподами используют более лёгкие шариковые головки

Если вы не можете воспользоваться ни штативом, ни моноподом, попробуйте поискать, обо что можно опереть камеру - о стену, дерево или другую прочную опору. Если найти опору не получается, нужно использовать короткую выдержку. Это не устранит тряску камеры, но уменьшит время, в течение которого тряска влияет на конечное изображение. Обычно устанавливается выдержка, меньшая обратного значения фокусного расстояния объектива - к примеру, при использовании объектива 50мм ставится выдержка 1/60с или короче, при использовании 200мм - 1/250с или короче. Также полезно использовать высокочувствительную плёнку.

Сумки и ремни
В обладании штативом нет смысла, если вы не носите его с собой на съёмки. Даже лёгкий штатив порой довольно трудно таскать с собой, так что требуется либо сумка, либо специальный ремень для переноски, если вы хотите, чтобы ваши руки были свободны.

Сумки для штативов, как можно ожидать, длинные и узкие, с молнией практически по всей длине. Довольно часто в сумках оставляют пространство для других вещей - к примеру, для бутылок с водой или для плёнки. Тем не менее, крайне нежелательно использовать это пространство для хранения и переноски объективов - штативные сумки практически никогда не оснащаются ни мягкими прокладками, ни защитой, необходимой для объективов. Вот для переноски штатива такие сумки вполне подходят - для удобства они оснащаются длинными ремнями, чтобы их можно было таскать на плече.

Штативный ремень для переноски значительно легче, чем сумка, да и места занимает меньше. В принципе, это просто ремень с регулируемыми петлями на концах. Петли захватывают головку и ноги штатива. Как и в сумке, штатив на ремне можно повесить через плечо, хотя в сумке носить его более комфортно.

Говоря о штативных сумках, нужно вспомнить ещё об одной полезной функции. Можно взять с собой пару пластиковых пакетов, прямо на месте съёмки наполнить их камнями или чем-нибудь ещё, положить в штативную сумку - и повесить её на центральную колонну ! Таким образом вы добьётесь гораздо большей устойчивости штатива.

Основные элементы штативов


Головка pan-tilt
Изначально головка pan-tilt была разработана для кинокамер. Панорамное перемещение позволяет следовать за объектом в горизонтальной плоскости. Вертикальный поворот - соответственно, в вертикальной. В случае фотокамер эта комбинация позволяет направить камеру практически на любой объект съёмки. Обычно головку можно повернуть на 90 градусов, чтобы можно было снимать в вертикальном формате. Эта функция также полезна для выравнивания линии горизонта.

Распорки
Вы можете купить штатив без распорок, даже без центральной колонны - но такие штативы довольно неустойчивы. У многих штативов распорки регулируются и ноги штатива можно развести довольно широко, чтобы можно было фотографировать с низкой точки.

Ноги
Штативные ноги обычно оборудуются пластиковыми или резиновыми наконечниками, чтобы не портить деревянные полы. Обычно их можно снять - и покажутся открывшиеся острые наконечники, более подходящие для поверхностей типа ковров или травы. После не забывайте надевать защитные наконечники обратно.

Градусная маркировка
На многих головках pan-tilt нанесена шкала с градусами, показывающая угол поворота. Очень полезная функция для съёмки панорамной последовательности. С помощью шкалы вы можете поворачивать камеру на заданный угол между каждым кадром.

Материал
Большинство штативов изготавливаются из металла. В частности, довольно популярен алюминий - из-за небольшого веса. Впрочем, если вам нужен самый лёгкий штатив - ищите сделанный из углеродного волокна.

Монопод
Центральная колонна штатива может выниматься, чтобы превратиться в монопод. Этой функцией обладают очень немногие штативы.

Большие ручки
Выбирайте штатив с большими регулировочными ручками. Это очень удобно, когда приходится работать в толстых рукавицах.

Центральная колонна
Перемещая центральную колонну вверх и вниз, изменять высоту камеры можно значительно быстрее, чем настраивая все три ноги. Лучше не выдвигать центральную колонну слишком высоко, так как от этого страдает устойчивость.

Крепёжная площадка
Очень хорошо, если головка оборудована съёмной площадкой, к которой крепится камера. Площадка вынимается, привинчивается к камере, а затем крепится к головке за пару секунд. Это очень удобно, когда нужно быстро поменять плёнку или батарейки, или у вас есть вторая камера, которую вы используете на том же штативе (для этого дополнительно покупается вторая площадка).

Крепление вспышки
В щель в штативной головке вставляется кронштейн, к которому сбоку от камеры крепится вспышка - к примеру, для макро-фотографии. Очень немногие штативные головки обладают этой функцией.

Удлиняющиеся ноги
Обычно штативные ноги состоят из двух или трёх выдвигающихся сегментов. Каждый из них выдвигается и закрепляется независимо от остальных, чтобы штатив можно было поставить ровно на любой поверхности. Убедитесь, что блокировочные замки на ногах запираются и отпираются легко и быстро - даже при работе в перчатках. Многие штативы оборудованы уровнем, помогающим установить штатив горизонтально. Если уровня нет - можно купить портативный уровень, вставляющийся в гнездо на камере.

Фотография - David Hay.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков