EOS Техника  

Расширяем крузогор

Расширьте свой кругозор с помощью широкоугольных фикс-фокальных объективов Canon EF. Эта небольшая, но универсальная оптика может дополнить зум-объектив и расширить ваши творческие возможности.

Широкоугольный объектив позволяет вам делать эффектные фотографии с большой глубиной резкости. Для этой фотографии использовался объектив с фокальным расстоянием 35мм.

Многие люди, когда они в первый раз покупают SLR камеру, тут же несутся в магазин и покупают телефото-объектив как первое дополнение к системе. Однако, если у вас нет специфической потребности в длиннофокусной оптике, может быть лучше расширить свою систему широкоугольным фикс-фокальным объективом. Это позволит вам снимать всевозможные интересные и волнующие фотографии объективом, который настолько мал, что может уместиться в вашем кармане.

Широкоугольным считается любой объектив, фокальное расстояние которого короче так называемого стандартного - 50мм. В этой статье мы рассмотрим преимущества использования объективов с фокальными длинами от 35мм до 24мм - всё, что короче, попадает в категорию ультра-широкоугольных объективов.

Угол зрения
Угол зрения - то, что может "видеть" объектив - увеличивается по мере того, как уменьшается фокальное расстояние. Широкоугольные объективы имеют более широкий угол зрения, чем так называемый стандартный 50мм объектив.

Угол зрения 50мм объектива - 46o. 35мм широкоугольник, с другой стороны, имеет угол зрения 63o, 28мм доходит до 75o, а 24мм охватывает 84o.

Впрочем, возможный недостаток широкоугольных объективов - то, что при охвате большого пространства объекты кажутся меньше в видоискателе, и, соответственно, на плёнке. Чтобы побороть этот эффект, вам нужно попытаться подойти ближе к объекту съёмки, чтобы заполнить им кадр, если вы хотите создать поразительную фотографию.

Конечно же, если вы снимаете в условиях ограниченного пространства, увеличенное покрытие объектива - несомненное преимущество.

На этой иллюстрации показаны углы зрения широкоугольных объективов EF в сравнении со стандартным 50мм объективом. Чем короче фокальная длина, тем шире угол зрения, но тем дальше будут казаться объекты в видоискателе.

Всего несколько миллиметров
Между фокальными расстояниями 35мм, 28мм и 24мм разница всего в несколько миллиметров, так что вы вполне могли подумать, что они все почти одинаковы. В реальности, впрочем, эти несколько миллиметров очень важны и объективы создают разные эффекты, как вы можете видеть из фотографий.

35мм

Эта фотография здания Centerpoint в Лондоне была сделана 35мм объективом. Более короткая фокальная длина означала бы, что в кадр попало бы слишком много соседних объектов. А более длинная не позволила бы фотографу включить в кадр верх здания.

Многие фотографы даже не думают о фокальной длине 35мм потому, что она не даёт экстремальную широкоугольную перспективу более короткофокусных объективов. Но во многих случаях это может быть преимуществом.

Объектив 35мм имеет угол зрения, близкий к человеческому глазу (ближе, чем так называемый стандартный 50мм) и даёт очень естественную перспективу. Это делает его идеальным для множества фотографических сюжетов от пейзажей и групповых портретов до интерьеров и свадебной съёмки. На самом деле, многие фотографы постоянно носят 35мм объективы на их камерах как их "стандартные" объективы.

Многие компактные камеры с фиксированной фокальной длиной имеют 35мм объективы потому, что они являются очень разносторонними (но также и потому, что увеличенная глубина резкости делает фокусировку менее важной).

28мм
Объектив 28мм даёт явную широкоугольную преувеличенную перспективу. Посмотрите, какими большими выглядят эти тюльпаны по сравнению с собором сзади.

Объектив 28мм, видимо, самый полезный из широкоугольников, из которых можно выбрать. Он может создавать изображения с явной широкоугольной перспективой без особого экстрима, но также может быть использован для более естественных снимков, если вы того пожелаете. Это делает объектив довольно удобным для работы в помещении или в других ситуациях, где пространство ограничено. Он, возможно, немного широк, чтобы использовать его как повседневный стандартный объектив, хотя обязательно найдутся фотографы, которые с этим не согласятся. Объектив 28мм также великолепно делает эффектные портреты (но не используйте его всё время).

24мм
С помощью объектива 24мм стало возможным включить в кадр весь дом, а также большую часть сада. Обратите внимание на невероятную глубину резкости от переднего плана до фона.

Одно время объективы 24мм считались экстремальными широкоугольниками, пользоваться которыми могли только специалисты. В наше время всё больше и больше фотографов принимает на вооружение 24мм как основной широкоугольный объектив. Это отчасти потому, что многие стандартные зумы уже включают фокальное расстояние 28мм, так что 24мм является очевидным следующим шагом.

Объектив 24мм даёт вам резко выраженный широкоугольный эффект и потому идеален для создания впечатляющих кадров с эмоциональным воздействием. Однако, он также полезен для съёмки интерьеров, если вы следите за тем, чтобы избегать эффекта сходящихся вертикалей.

Почему бы не использовать зум вместо фикс-фокала ?
Несколько широкоугольных объективов Canon EF включают в диапазон фокальных расстояний нижнюю границу от 24мм до 35мм - так есть ли вообще смысл покупать широкоугольный фикс-фокальный объектив?

Видимо, основное преимущество фикс-фокальных объективов перед зумами - более широкая максимальная диафрагма.

Большинство широкоугольных зумов предлагают максимальную диафрагму в районе f/3.5, тогда как даже самый скромный фикс-фокальный широкоугольник открывается до f/2.8, а некоторые доходят аж до f/1.4. Более широкая диафрагма пропускает больше света к плёнке, что означает, что камере не нужно устанавливать очень длинные выдержки для корректной экспозиции. В частности, это полезно, когда вы снимаете вашим EOS с рук в условиях низкой освещённости.

Большое преимущество для фотографа, который много путешествует - то, что фикс-фокальные объективы обычно меньше и легче, чем зумы, и могут спасти вас от лишних расходов на транспортировку багажа при полёте. Например, EF 28мм f/2.8 весит всего 185г и его размер составляет 68х43мм. Сравните это с EF 28-70мм f/2.8L USM, который весит изрядных 880г при размере 83х118мм.

В конце концов, хотя оптическое качество зумов поразительно улучшилось за последние годы, даже самые дешёвые фикс-фокальные объективы всё ещё лидируют в оптических технологиях и являются наилучшим выбором по соотношению цена/качество.

Работа в условиях низкой освещённости
Широкоугольные фикс-фокальные объективы великолепны для работы в условиях низкой освещённости. У них широкая максимальная диафрагма и, если у вас устойчивая рука, вы сможете делать снимки с рук при выдержке 1/30с. Это потому, что (соответственно правилу) самая длинная выдержка, которую вы можете использовать при фотографировании с рук - величина, обратная фокальному расстоянию. Другими словами, чем короче фокальное расстояние, тем длиннее может быть выдержка, при которой можно безопасно снимать. Конечно, это только примерное руководство - чтобы быть уверенными в качестве ваших фотографий, вам нужно использовать штатив или другую поддержку для камеры.

Понять жаргон
Фикс-фокальный объектив - объектив с фиксированным фокальным расстоянием - в отличие от зумов с переменным фокальным расстоянием.

USM - сокращение от UltraSonic Motor - мотор с ультразвуковым приводом. Механизм автофокусировки, который можно найти в последних объективах Canon EF. Мотор USM быстрее и намного тише, чем предыдущее поколение двигателей AFD.

AFD - сокращение от Arc Form Drive - дуговой двигатель, мотор автофокусировки, использующийся в первом поколении объективов Canon EF. Моторы AFD всё ещё широко используются в наши дни и хорошо работают, хотя и не так быстры и тихи, как моторы USM.

Глубина резкости - Глубина резкости показывает ближайшую и самую дальнюю точки в изображении, которые выглядят резкими. Глубина резкости увеличивается на маленьких фокальных расстояниях. Например, ближний и дальний пределы объектива 28мм при f/5.6, сфокусированного на 4 метрах - 2.15 метра и 28.53 метров. А у объектива 105мм - 3.77 метра и 4.26 метра.

Перспектива
Мы говорим о широкоугольных объективах, дающих экстремальные эффекты перспективы. Строго говоря, это неверно. Перспектива определяется расстоянием от камеры до объекта, и ничем более. Кажется, что широкоугольные объективы дают искажённую перспективу - но это просто потому, что с этим типом объективов вы обычно подходите к объекту съёмки на значительно более близкое расстояние. Как бы то ни было, если вы сфотографируете один и тот же сюжет с одной и той же позиции сначала широкоугольным объективом, а потом телефото - вы увидите, что перспектива на обеих фотографиях одна и та же.

Широкоугольные фикс-фокальные объективы Canon EF
EF 35мм f/2
$320

Классический объектив, предлагающий хорошее оптическое качество в компактной форме, который можно себе позволить. Из-за того, что это - старый объектив Canon, он не может похвастаться преимуществом фокусировки USM, что означает, что автофокусировка немного более медленная и шумная, чем у современных объективов. Это хороший выбор, если вы ищете альтернативный вариант стандартного объектива.

EF 35мм f/1.4L USM
$2050

Этот объектив может показаться очень дорогим, но у него невероятная максимальная диафрагма f/1.4. Более того, это объектив "L" серии, что означает, что у него непревзойдённое оптическое качество. Великолепный объектив для репортажа и других видов съёмки в условиях низкого освещения.

EF 28мм f/2.8
$300

Отличный объектив за такую маленькую цену. Если вам нужен дешёвый широкоугольник - вы не ошибётесь, если купите этот объектив. Вы получите великолепное оптическое качество в особенно компактной и лёгкой форме. Единственный возможный недостаток - то, что он оборудован мотором автофокусировки AFD вместо нового USM.

EF 28мм f/1.8 USM
$550

Если вы работаете в условиях низкой освещённости - снимаете интерьеры, к примеру - широкая максимальная диафрагма этого объектива будет для вас реальным преимуществом. Он тяжелее и больше, чем версия f/2.8, но если у вас есть деньги - лучше купить этот объектив - в нём используется новая технология USM.

EF 24мм f/2.8
$450

Всё больше и больше фотографов выбирают этот объектив в качестве своего первого широкоугольника, и легко понять, почему. У него очень привлекательная цена, объектив даёт превосходные результаты и он не такой большой и тяжёлый, как остальные. Он использует устаревшую систему автофокусировки AFD.

EF 24мм f/1.4L USM
$1250

Предельно широкоугольный объектив ! У него есть и фокальное расстояние 24мм, и невероятно широкая максимальная диафрагма f/1.4. Более того - это объектив "L" серии, так что знайте - он даст вам непревзойдённое оптическое качество. Он начинает казаться очень хорошим предложением в сравнении с менее экзотичным EF 35мм f/1.4L USM.

TS-E 24мм f/3.5L
$1300

Широкоугольный объектив, отличающийся от всех остальных - этот необычный объектив имеет переднюю секцию, которая может быть смещена или наклонена относительно плоскости плёнки. Он идеален для архитектурной фотографии, потому что он позволяет вам держать камеру строго вертикально и таким образом избегать сходящихся вертикалей.

Как сделать выбор
Какой из шести великолепных объективов Canon EF выбрать ? Как всегда, выбор реально зависит от ваших конкретных потребностей - каждый объектив имеет свои преимущества и недостатки. Если вы ищете дешёвую альтернативу 50мм для постоянного использования на вашей камере в качестве стандартного объектива, можно посоветовать EF 35мм f/2 - отсутствие автофокусировки USM не слишком большая проблема для широкоугольных объективов, потому что, в конце концов, элементам-линзам не нужно много двигаться. EF 35мм f/1.4L USM - довольно соблазнительный вариант, если вы много снимаете в условиях низкого освещения, но помните, что этот объектив более крупный и тяжёлый - и, конечно, намного больше стоит.

С другой стороны, если вы ищете широкоугольный объектив, чтобы дополнить ваш стандартный зум - тогда всё зависит от того, какой диапазон покрывает ваш зум-объектив. Если в нём есть 28мм - вы можете купить EF 24мм f/2.8. Но если диапазон вашего зума останавливается на отметке 35мм - тогда стоит подумать о EF 28мм f/2.8. Версии этих объективов с широкими максимальными диафрагмами очень полезны для фотографирования в условиях низкого освещения, но, опять же, они содержат больше стекла и потому более крупные, тяжёлые, и значительно более дорогие.

Изображения с вертикалями


Когда вы используете широкоугольный объектив - хороший совет - приблизьтесь к объекту съёмки и заполните кадр. Однако если вы фотографируете здания, это обычно чревато проявлением эффекта сходящихся вертикалей (см. иллюстрацию). Этот эффект получается потому, что вы поднимаете камеру вверх под острым углом, чтобы включить в кадр верх здания. Единственный способ избежать сходящихся вертикалей - следить за тем, чтобы плоскость кадра была параллельна плоскости объекта съёмки - но это означает, что вам нужно отойти назад, если вы хотите включить весь объект в кадр. Результатом будет изображение здания с перпендикулярными стенами, но здание в кадре будет маленьким и в кадр будет включено множество нежелательных объектов переднего плана. Вы можете использовать функцию сдвига объектива TS-E 24мм f/3.5L, чтобы заполнить кадр зданием и вместе с тем плоскость кадра будет параллельна плоскости здания. Однако, в сходящихся вертикалях нет ничего плохого, если этот эффект выражен достаточно сильно, чтобы показать, что он был применён специально.

Заполните кадр


Когда вы только начнёте использовать широкоугольный объектив - вы, скорее всего, совершите стандартную ошибку - будете стоять на обычном расстоянии от объекта съёмки. Но из-за того, что широкоугольный объектив охватывает значительно большую часть сюжета, все предметы в кадре кажутся меньше. Это означает, что на ваших первых кадрах с использованием широкоугольного объектива будут изображены отдалённые объекты, которые с трудом можно различить. Что вам нужно сделать - так это значительно приблизиться и реально заполнить кадр объектом съёмки (см. иллюстрацию). Скорее всего, это даст вам искажённую перспективу, но у результата будет сильное эмоциональное воздействие. Вы также можете попробовать этот подход с портретами - результаты будут впечатляющими, хотя человеку, которого вы так сфотографируете, может не понравиться искажение !

Передний план


Если вы хотите избежать сходящихся вертикалей в ваших фотографиях, вам нужно следить за тем, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна объекту съёмки. Обычно это означает, что ваш объект съёмки будет находиться вверху кадра и в кадр попадёт много объектов переднего плана. Если на переднем плане в основном трава или гравий, картинка будет неинтересной. Осмотритесь вокруг и попробуйте найти точку съёмки, с которой можно будет включить в кадр интересные объекты переднего плана (см. иллюстрацию). Они приведут взгляд к основному объекту съёмки и создадут ощущение глубины в вашей фотографии. Большая глубина резкости, связанная с широкоугольными объективами, обычно означает, что всё от переднего плана до фона будет выглядеть резко, если вы используете диафрагму f/8 или меньше и фокусируетесь на расстоянии в 1/3 общей глубины сюжета.

Уменьшите риск появления бликов


Блики объективов вызваны посторонним светом, который падает на объектив и не связан с формированием изображения. Широкоугольные объективы особенно подвержены бликам из-за их больших передних элементов. Кроме того, на них нельзя поставить глубокую бленду. Чтобы уменьшить риск бликов, всегда используйте бленду, соответствующую объективу. Также постарайтесь расположить камеру так, чтобы прямой свет от солнца или другого источника не падал бы на объектив (как на иллюстрации) - например, можно воспользоваться тенью от дерева. Следите за тем, чтобы содержать передний элемент объектива в чистоте и не царапать его - всё это увеличивает риск бликов.

Фотографии - John Norman, Paul Leggett, Jolyon Phillips, Paul Exton, Graeme Peacock, Trevor Payne.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков