EOS Техника  

Зум взрыв

Много статей написано на тему, как получить максимальную резкость в ваших фотографиях. Здесь же вы узнаете о технике, с помощью которой вся резкость будет безвозвратно утеряна ! Всё, что вам нужно сделать - вращать ваш зум-объектив во время экспозиции. Эффект почти непредсказуем, но если это сработает - результат будет поистине впечатляющим. Как и с другими экстремальными эффектами, лучше использовать его пореже. Одно изображение с зум-взрывом в вашем портфолио - вполне достаточно. А некоторые фотографы утверждают, что и одно - это слишком много ! Посмотрите на эти кадры и решите сами.


Если рассматривать слайд, снятый с эффектом зум-взрыва, его можно принять за что-то непонятное. Но если увеличить его, то вы увидите всю взрывную мощь этого эффекта. EOS 620 с объективом EF 70-210мм, 1/4с при f/22 на Fuji Velvia, зумирование от 70 до 210мм.

Добавьте взрывной эффект вашим фотографиям
Всё, что вам нужно сделать - повернуть кольцо зумирования в момент экспозиции. Звучит достаточно просто, но вскоре вы столкнётесь с проблемой. Обычные выдержки около 1/60с или 1/125с слишком коротки для этого. Экспозиция закончится прежде, чем вы начнёте вращать кольцо зумирования вашего объектива.

Решение - использовать длинную выдержку. Начните с 1 секунды, а потом, когда вы будете справляться с задачей при такой выдержке, перейдите на 1/2с, или даже на 1/4с. Если вы сможете получить удачные эффекты при 1/8с или 1/16с, считайте себя экспертом.

Съёмка сюжетов на открытом воздухе днём с выдержкой 1с - ещё одна проблема. Обычная экспозиция для дневного света - 1/125с при f/5.6 - становится 1 секундой при f/64. Немногие объективы можно зажать до такого значения !

Опять же, есть решение. Используйте нейтральный фильтр. Это фильтры серых тонов, которые поглощают свет, не изменяя его цвет. Фильтр ND 8x изменит вашу экспозицию 1с при f/64 на 1с при f/22, что вполне подходит под диапазон большинства объективов EF.

Нужно ли пользоваться штативом в момент съёмки ? По большей части это зависит от ваших привычек. Изображение будет настолько смазанным, что небольшое перемещение камеры в момент съёмки вряд ли будет иметь какое-то значение. Можно посоветовать начать эксперименты с этим эффектом, используя штатив, а после того, как вы научитесь получать хорошие результаты, перейти на съёмку с рук.

В какую сторону нужно вращать кольцо зумирования ? То есть, надо ли начинать съёмку с установки объектива на самое широкое значение и перемещать его в положение телефото, или наоборот ? Ответ прост - можно и так, и так. Оба метода работают достаточно хорошо. Результаты слегка отличаются, так что проведите собственные эксперименты, снимая один объект обоими способами.


Рекламные огни - популярный объект съёмки с использованием этой техники. Сами посмотрите, почему. EOS 620 с объективом EF 28-105мм, 1 секунда при f/16 на Fuji Velvia; зумирование от 28 до 105мм.

Итак, вы установили камеру на штатив и объектив переведён в самое широкоугольное положение. Указательный палец вашей правой руки находится на кнопке спуска затвора. Левая рука обхватывает кольцо зумирования объектива.

Какая рука начинает движение первой ? Нужно ли начинать вращать кольцо зумирования перед нажатием кнопки спуска затвора ? Нет. Как правило, вы хотите, чтобы эффект зумирования возник поверх более-мене чёткой начальной фотографии, так что не нужно начинать зумирование до тех пор, пока не началось экспонирование.

Насколько быстро надо вращать кольцо зумирования ? Если вы работаете при выдержке 1/4с, то у вас есть менее 1/4с, чтобы изменить фокусное расстояние объектива с самой широкой установки на самую дальнюю границу телефото. Так что ответ - достаточно быстро !

И наконец, что насчёт экспозиции ? Требуется ли дополнительная экспозиция при создании эффекта зум-взрыва ? Как правило, нет. Однако, вы можете захотеть применить компенсацию в районе +0.5 ступени, чтобы добиться большей цветопередачи с некоторыми объектами съёмки.

Как и в случае применения других интересных техник, единственный способ получать качественные фотографии - больше практиковаться и экспериментировать.


Телефонная будка - достаточно необычный объект для применения техники зум-взрыва - но эффект работает ! EOS 100 с объективом EF 28-80мм, 2 секунды при f/16 на Fuji Sensia 100, зумирование от 80 до 28мм.

Нейтральные фильтры
Если вы никогда не покупали нейтральные фильтры, вы можете столкнуться с некоторым непониманием. К примеру, фильтр ND 0.3 имеет плотность 0.3, пропускание 50%, фильтр-фактор х2 и требует увеличения экспозиции на 1 ступень !

Вскоре вы поймёте, что большинство производителей в своих каталогах указывают фильтр-фактор. Фильтр Canon ND 4L имеет фильтр-фактор х4, что позволяет вам открыть диафрагму на 2 ступени. Фильтр ND 8L имеет фильтр-фактор х8, что позволяет вам производить съёмку с диафрагмой, открытой на 3 ступени больше.

Фильтры можно комбинировать. Фильтры ND 4L и ND 8L, используемые вместе, дают общий фильтр-фактор х32, что означает, что вы можете открыть диафрагму объектива на целых 5 ступеней.

И совершенно необязательно покупать дорогие стеклянные фильтры, если вы собираетесь использовать их только для достижения эффекта зум-взрыва.

Фотографии - Billy Stock, P.T.Lowatt.
eos.nmi.ru © 2002-2008 Александр Жаворонков